Начало 90-х. Стоят двое возле немецкого посольства. Подходит третий.
– Я не знаю, о чем вы только что говорили, но согласен, что ехать надо.
(анекдот)
У моего товарища младший брат – кандидат медицинских наук. В 90-е годы пока старший занимался мелким бизнесом, младший усердно учился, ставил опыты, и готовился к защите. А потом изучал иностранные языки. Все это выглядело очень глупо, потому что семья нуждалась и хотела денег, которых не было. И вот 7 лет назад он уехал работать в Швейцарию. Не посудомойщиком или уборщиком в гостинице, как, может быть, вы подумали, а начальником департамента в международной фармацевтической фирме. Сначала, работая в представительстве фирмы в Украине, он сам предлагал к распространению лекарства, потом у него появились подчиненные, потом он стал региональным менеджером. И вот теперь – этот головокружительный взлет. Ему дали немыслимую по нашим меркам зарплату, кроме того, большую служебную машину, оплачивают квартиру, телефоны и все такое.
После того как герой этой истории поработал год за границей, он заявил, что, скорее всего, уже никогда не вернется назад в Украину, разве что только в качестве туриста. Притом, что ранее, благодаря командировкам, объездил почти всю Европу. Он объяснил, что те масштабы, которые дает работа в швейцарской фирме с необходимостью контроля десятков филиалов от Латинской Америки до Африки, сулят очень хорошую зарплату, на которую он собирается построить дом в одной из европейских стран. И он не думает, что его будущим детям нужно рождаться в Украине.
…Несколько лет назад в швейцарской штаб-квартире «Проктер энд Гембл» докладчик по имени Иван начал свой доклад на английском языке. Русскоязычные слушатели спросили, не славянин ли он, коль носит такое имя, и не говорит ли случайно по-русски. «Случайно я из Николаева и случайно говорю», – ответил Иван. И продолжил свой доклад на «гекающем» украинском варианте русского языка. После презентации естественно все присутствующие начали интересоваться, какими судьбами и так далее. А судьба простая и типичная для умного и амбициозного молодого украинца. Сначала – распространитель товара в какой-то из областей Украины, потом начальник отдела, руководитель филиала, начальник отдела в Киеве. И потом уже стажировка в одном из заграничных офисов. Там и возникла идея окончить очень дорогой Миланский институт менеджмента, взяв у фирмы 100 тыс. евро в кредит. Теперь Ивану осталось достичь в течение 10 лет позиции вице-президента американской компании швейцарского базирования, чтобы к 40 годам пополнить своей жизненной историей сборник рассказов об успешных украинцах четвертой волны эмиграции.
Сказки о золушках – любимая тема для современных летописцев из всех стран. В сущности, все романы, либо действительные истории о выдающихся бизнесменах – это рассказы о золушках. Для многих это – образец для подражания, для педагогов – хорошие кейсы на лекциях («кейс», с американского «случай», – наглядный пример из практики). Выискивая таких эмигрантов через прессу и через личные знакомства, украинцы должны начать писать отличный сборник рассказов для изучения УСПЕХА в школах и институтах.
Почему же у меня нет такой радости от описаний нынешнего успеха земляков, какая появлялась всегда, когда я раньше слышал о достижениях бывших жителей этой страны, которые уехали в начале ХХ века, потом в 40-е годы, а потом в 70-е и 80-е – в три первые волны эмиграции? Потому что тогда я одобрял отъезд земляков в свободный мир из тоталитарного закрытого и бесперспективного Советского Союза. Мы все знали что те, кто смог вырваться, получив экономическую свободу, обязательно добьются успеха, даже начиная с нуля в тяжелой эмигрантской среде.
А вот выезд эмигрантов из капиталистической Украины 90-х годов уже, как правило, не содержит рассказов о тяготах жизни в эмигрантской среде. Все начинается с неудовлетворенного студента 90-х, который не нашел на родине достаточно возможностей для достижения успеха.
В 90-е годы ХХ века украинская молодежь стремилась получить образование за рубежом. Это было модно, престижно, перспективно. А уж если после окончания иностранного ВУЗа появлялась возможность не возвращаться на родину, это считалось вообще пределом мечтаний! Почему?
С каждым годом все больше украинских студентов получают образование за границей, хотя по сравнению с общим количеством студентов в Украине их не так много. На сегодняшний день это около 37 тысяч человек. Большинство студентов едут учиться за рубеж за свой счет. Стоит это недешево (в зависимости от страны) – от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов в год, и родители рядовой украинской семьи не могут себе позволить послать ребенка учиться за границу. Но при этом обучающиеся – это не всегда дети богатых людей.
В основном студенты из Украины едут в Россию, США, Канаду, Польшу, Венгрию, Великобританию. Выбор страны зависит от материального достатка, от места проживания в Украине, от долгосрочности планов. Например, жители западных областей более тяготеют к вузам Восточной Европы, т. к. они зачастую изначально владеют польским или венгерским языками, имеют некоторые связи с этими странами, и, кроме этого, образование там дешевле, чем в западных странах, а по качеству практически такое же. В США и Канаду едут учиться молодые люди из более обеспеченных семей, многие из которых изначально не собираются возвращаться на родину. Как сообщили в посольстве Украины в Вашингтоне, в США сейчас обучаются около полутора тысяч студентов из Украины. Точную цифру назвать никто не может, т. к. американцы не считают нужным вести учет столь малого количества учащихся (другое дело китайцы, но о них в другой статье). Большая часть студентов учится за свои собственные деньги. Бесплатно в рамках межгосударственных образовательных программ в Америке учится очень мало студентов. Это люди, прошедшие сложный отбор и обладающие незаурядными способностями. Наиболее известные образовательные программы проводят фонд Фулбрайта и организация American Councils. Последнюю финансирует Бюро по делам образования и культуры госдепартамента США. Ежегодно в рамках этой программы в США отправляются около 120 украинских студентов за счет государственного департамента. Студенты, которые проходят конкурс для обучения по данной программе, после завершения курса обязаны вернуться на родину – это обязательное условие. Студенты же, которые обучаются на частной основе, имеют возможность остаться за рубежом навсегда.
Американская сторона очень активна в привлечении студентов из-за рубежа, в том числе из Украины, так как они являются пятой статьей экспорта США, принося в бюджет до 12 млрд. долларов в год. Не менее важным является и отбор людей, которые, поверив в мечту свободного предпринимательства, будут создавать материальные и интеллектуальные ценности на новой родине. Едет учиться наша молодежь и в Канаду, где для украинских студентов существует специальная программа стажировок. Она была инициирована украинской диаспорой и поддержана канадскими парламентариями. В рамках проекта около 20-30 студентов в год стажируются в парламенте Канады в качестве помощников депутатов, участвуют в практической работе парламента. Значительное количество студентов из Украины учатся в Канаде в частном порядке. Точных цифр никто не знает.
Заметно присутствие украинских студентов и в Великобритании. Наиболее широко они представлены в Лондоне, но встречаются и в других городах. Английское образование ценится во всем мире, чего пока, к сожалению, нельзя сказать об украинском. Большинство студентов из Украины, завершив учебу в Англии, хотели бы вернуться на родину. А еще более идеальным был бы вариант поработать некоторое время в Англии, получить необходимый опыт, навыки, а затем вернуться в Украину. Но все упирается в материальную сторону. Если в Украине удастся найти хорошую работу, с нормальным по западным меркам уровнем зарплаты, с перспективой карьерного роста, то тогда можно жить. Но это почти невозможно! Поэтому многие вчерашние студенты оседают за рубежом.
Наибольшее количество украинских студентов обучается в России. Это связано с наличием определенных договоренностей между двумя государствами, географической близостью, относительно низкой по сравнению с западными вузами ценой обучения, схожестью образовательных программ. В рамках существующих договоренностей несколько тысяч студентов из Украины обучаются в России, а из России – в Украине. Главным образом это касается приграничных областей. В Московском институте международных отношений учится около 40 студентов-украинцев. Причем большая их часть – на контрактной основе, то есть за плату, которая составляет от шести тысяч долларов в год и выше.
Бесплатно учатся студенты, попавшие в данный институт по так называемой программе президентского набора, в рамках которой Украине, странам СНГ, некоторым восточно-европейским государствам ежегодно предоставляются несколько мест. И опять большинство из них хотели бы вернуться домой, но если по окончании учебы в России находится перспективная работа, то они остаются.
Сегодня (2006 г.) в Украине 233 государственных и 144 негосударственных ВУЗов, выпускающих специалистов в разных отраслях. К чему стремятся современные выпускники? Что ставят они целью своего существования? Заработать много денег, достичь успеха в обществе, стать знаменитостью? Хочет ли наша молодежь остаться в Украине и своей карьерой способствовать развитию нашей экономики? А общество, в состоянии ли оно обеспечить молодых специалистов рабочими местами в соответствии с их амбициями?
По данным Госкомстата в 1999-2003 годах за границу выехало: в 1999 году – 32, в 2000 – 26, в 2001 – 23, 2002 – 27, 2003 – 15 докторов наук; кандидатов наук в 1999 году выехало 104 человека; в 2000 – 125; 2001 – 139; 2002 – 128; 2003 – 79 человек; в том числе – 1-2 академика уезжает каждый год.
На основании этих данных может показаться, что «утечка мозгов» из Украины незначительна. Однако подготовка одного кандидата или доктора наук стоит порядка $100 тыс. За годы независимости из Украины уехали более 6 тыс. кандидатов и докторов наук. Получается, что $600 млн. Украина инвестировала в другие страны. Эффект от использования ученого в 10 раз превышает затраты. То сеть реально мы недополучаем 6 млрд. дол.
Передовые страны мира тратят на науку 2-3% от своего ВВП, в то время как в государственном бюджете Украины на 2006 г. заложена сумма, составляющая 0,4% от ВВП страны. За последние 10 лет финансирование Академии Наук уменьшилось в 2,5 раза. Это при нынешнем росте цен! Но надо помнить о тех 100 тыс. долларов, которые все равно потрачены, несмотря на слабое финансирование. И даже эти инвестиции государства уплывают из страны!
Для талантливых ученых и для менеджеров в США и Европе создают специальные научные и социальные программы, поскольку там понимают – интеллект работает на обогащение нации. При этом многие украинские эмигранты 90-х получают значительно меньшие зарплаты, чем местные специалисты, однако возвращаться на родину все равно не собираются. Отечественные условия существования кажутся им слишком экстремальными.
Во всех развитых странах существует колоссальная нехватка программистов, и все эти страны зовут наших специалистов к себе. Если новые технологии и программирование не будут развиваться в Украине, наши лучшие программисты уедут за рубеж, а те, кто будут появляться, будут оставаться только на период приобретения опыта. В США число вакансий еще недавно равнялось 500 тысячам, но в связи с замедлением темпов роста экономики, по-видимому, немного снизилось. Конгресс США в октябре 2000 г. увеличил квоту на визы Н1-В со 115 тыс. до 195 тыс. человек в год. Эта виза разрешает приглашенному специалисту работать в течение трех лет и может быть продлена еще на такой же срок. Среднегодовая зарплата в отрасли программного обеспечения в США составляет $60 тыс. В Германии насчитывается 140 тысяч вакантных должностей программистов, и число это постоянно увеличивается, страна осуществляет программу «Грин кард» по приглашению 20 тысяч компьютерщиков из-за рубежа. Первоначальная зарплата предполагается около 100 тысяч евро в год. Приглашают наших программистов Канада, Англия, Ирландия, Италия, Франция, Япония. Наших электронных специалистов также жалуют и в странах Ближнего Востока — Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане, Иордании.
Славянские программисты ЦЕНИЛИСЬ! тем, что могли разрабатывать продукты с большой или решающей долей математики, новых и сложных алгоритмов, в изобретении которых мы особенно сильны (По статистике каждый второй математик США – выходец из СССР и СНГ). И наши специалисты едут за рубеж. Дома их ждет более низкая зарплата и меньшие перспективы.
Отечественные производства очень заинтересованы в пополнении цехов молодыми кадрами. Причина, по которой у нас на заводах мало молодых специалистов довольно банальна – зарплата и социальный пакет хуже, чем у зарубежных работодателей. Выпускники вузов, поработав год – два на производстве и, набравшись опыта, уходят туда, где смогут зарабатывать больше.
Согласно пресс-релизу, опубликованному американской Национальной ассоциацией колледжей и работодателей (NACE), выпускники американских колледжей по специальностям бизнес, инжиниринг и IT – перспективные специалисты, имеющие отличные шансы трудоустройства в США. Отделы кадров многих компаний отмечают, что им требуются бухгалтера, инженеры-электрики, инженеры-механики, менеджеры, экономисты, финансисты и компьютерщики. Более 80% опрошенных работодателей оценили перспективы трудоустройства молодых специалистов в 2005 году как хорошие и даже превосходные. При этом 22% респондентов согласны взять на работу выпускников вузов, имеющих иностранное гражданство. Так что, если ситуация с оплатой труда не изменится, – лучшие кадры будут все время уезжать за рубеж.
К сожалению, на сегодняшний день украинская промышленность не в состоянии обеспечить работой молодых специалистов. Сегодня в Украине развиваются только черная металлургия и химия, которые не требуют специалистов разных специальностей. Да и предпринимательские способности в рамках бывших госпредприятий проявить невозможно. А ведь каждый второй выпускник ВУЗа хотел бы открыть собственный бизнес.
По итогам I полугодия 2006 г. в сфере металлургии и обработки металла объемы произведенной продукции увеличились на 4,8%. Добывающая промышленность показала 5%-ный рост. При этом объем производства высокотехнологичных отраслей промышленности сокращается.
Но без новых технологий наше государство никогда не будет процветающим. Если промышленность не развивается то, соответственно не появляются и перспективные рабочие места. А значит, молодым специалистам не будет подходящей работы, и они вынуждены будут искать ее за границей.
Молодых людей, интересуют как зарплаты сегодня, так и перспектива на 10-20 лет. А любой мыслящий человек понимает, что, имея такую отсталую структуру экономики и очень плохие условия для развития мелкого и среднего бизнеса, рассчитывать на долгосрочное развитие Украины не приходится. И не обманывает умную молодежь строительный бум, который базируется на мощном притоке кредитов в экономику.
Поэтому, однажды встретив в аэропорту в Вене моего знакомого швейцарского украинца с беременной женой, я не стал как раньше расспрашивать, когда же он приедет в Киев основывать свою фирму. Я пожелал им, чтобы они приучали ребенка, когда он родится и подрастет, кушать борщ и сало. Для того, чтобы хоть что то ему напоминало через 20 лет, о том, что его отец родом из прекрасной, но очень несчастной страны под названием Украина.