«Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут», – известная истина, озвученная устами автора «сингапурского чуда» Ли Куан Ю, как никогда актуальна в Украине. В последние два года в авангарде утечки мозгов ожидаемо оказались ИТ-специалисты. Взявшее курс на либерализацию и дерегуляцию всего и вся правительство вспомнило и об «айтишниках». Резонансные обыски в офисах крупных IT-компаний и лишение налоговых преференций отрасли усилили их чемоданное настроение. По разным оценкам, в прошлом году Украину покинули около 2,5 тысяч IT-специалистов. Довольно внушительная цифра с учетом того, что всего в стране работает от 74 до 100 тысяч.

«Не нужно помогать, просто не мешайте», – обычно звучит в адрес государства со стороны бизнеса, и IT в частности. Идея, что государство плохой инвестор и менеджер, стала очень популярной особенно в последние два года. Это и не удивительно – масштабы коррупции и бюрократии в Украине стали настолько невыносимыми, что оно стало ассоциироваться с тем самым страшным Левиафаном.

Несмотря на это, выскажу несколько непопулярную мысль: роль государства должна заключаться не только в функции «не мешать». Инновационный, самодостаточный и «удаленный» сектор IT, который, казалось бы, спокойно проживет без госмашины, не исключение. Для IТ это в прошлом. Почему? Да потому, что в США, Бразилии, Индии и Китае государство активно развивает информационные технологии и помогает затем реализовывать готовый продукт во всем мире, а мы – нет.

Несмотря на то, что наши программисты возглавляют всевозможные рейтинги, IT в Украине мало чем отличается от того же сельского хозяйства или металлургии. Как селяне и металлурги, украинские айтишники производят сырье. Только не зерно или металлопрокат, а, извините, высокотехнологичное сырье. Доход от этого вида деятельности, как известно, генерируется линейно: насколько вырастет объем вложений, настолько возрастет доход. С небольшой поправкой – если присутствует возрастающий рынок и есть возрастающая отдача.

На падающем рынке будет и отдача падающая, то есть вложений больше, а доход – меньше. Так произошло с рынком железорудного сырья, цена на которое упала по сравнению с периодом роста в 5 раз, а издержки возросли. Так происходит и с IТ, когда компания попадает в сегмент обслуживающий, «сырьевой».

В то же время развитые страны пользуются экспоненциальной отдачей от вложений (доход от производства продукта не прямо пропорционален вложениям, а существенно опережает его). Условно говоря, нам нужны после периода первоначального формирования IТ-рынка уже не просто программисты, а мультипликатор, то есть стратегический «возмутитель» или «экстремальный созидатель» – капитал, или более правильно – капиталист, приложенный к этим программистам. Он должен помогать им создавать что-то, многократно увеличивающее доход, а не просто набирать новую команду из 1000 программистов, получая доход за счет разницы в зарплатах у нас и в развитых странах. Когда приходит капиталист, такую функцию частично должно взять на себя государство.

Сейчас же наше «технологичное сырье» доводят до ума и «упаковывают» американцы, англичане и другие. Можете забрасывать меня камнями, доказывая обратное, рассказывать об успешных стартапах в духе одесской Looksery. Но от этого добавочной стоимости в отрасли не добавится.

Бесспорен тот прогресс, которого отрасль достигла в последние годы. Сегодня IT генерирует около 3% в ВВП страны, а еще в 2012 году этот показатель был меньше 1%. Это огромный успех. Но он мог быть гораздо выше, если бы власти занимались не обысками, а поддержкой. Приведу буквально несколько примеров.

Индия. Здесь IT-кластер играет одну из ключевых ролей как с точки зрения экспорта, так и в развитии собственной экономики и инфраструктуры. Объем рынка IТ в 2015 году, по прогнозам экспертов, составит $118 млрд, а темп роста – около 20%

Секрет успеха во многом обусловлен существованием в стране двух государственных проектов – MakeinIndia и DigitalIndia, которые направлены на развитие ИT-отрасли внутри страны и недопущении оттока квалифицированных специалистов за рубеж. Государственные затраты на IТ в этом году достигли $7,2 млрд. Эти деньги потрачены среди прочего на создание подходящих условий для IТ-компаний: организацию технопарков, налоговые льготы, поддержку рынка труда, развитие инноваций и т. д. Для Украины только одно упоминание «технопарков» или «свободных экономических зон» вызывает обвинение в протекционизме и коррупционном лоббизме.

Индийские экспортеры освобождаются от налога на прибыль на первые пять лет, предусмотрено 50% снижение налога на последующие пять лет. А в случае реинвестирования в основную деятельность – 50% снижение налога на третий пятилетний период. Также IT-компании освобождаются от уплаты налога на имущество в течение пяти лет, а налога с продаж – до 10 лет. Налоговые льготы распространяются на все компании независимо от размера и формы собственности.

Подобная схема существует и в Бразилии. Для компаний-экспортеров IТ (не менее 60% выручки от экспорта) отменены некоторые социальные налоги, минимальный налог на промышленные продукты (на 75-95% для всех IТ -продуктов и услуг в 2015 году и на 70-85% в 2016 году). Государство субсидирует 40% зарплат работников, занятых в этой сфере, а в технопарках размер субсидий достигает 60%. Государственные и частные банки предоставляют льготные условия кредитования для IT-компаний.

Речь идет не только о налоговых льготах и преференциях – роль государства гораздо шире. Хрестоматийный пример – Китай. Здесь существует государственная программа привлечения репатриантов. Ежегодно в Поднебесной становится на 350 тыс. больше IT-специалистов, в том числе благодаря возвращению за счет государства профессионалов из США и Европы. О подобной программе не мешало бы задуматься и в Украине. Но зачем, если можно просто «не мешать». Потом долго объяснять, что мы не имеем преимуществ в IТ по сравнению с Ганой и нам нужно выращивать зерно. Даже IТ не поможет вырваться из бедности, если экономическая политика неправильная.