…стая белых немых лебедей
меж росистых ветвей
на струях серебристых застыла —
одинокая грусть нас туманом покрыла.
От тоски в жажде снов нежно крыльями плещут.
Меж цветов светляки изумрудами блещут.
Очерк белых грудей
на струях точно льдина:
это семь лебедей,
это семь лебедей Лоэнгрина…
(А. Белый)
В мире существует множество повествований о различных народах, их великих правителях, неприступных замках и дворцах, в которых те обитали. Народ прославляет своих предков в балладах и легендах. Все эти истории похожи на вымысел, однако, как правило, есть материальные свидетельства, подтверждающие их достоверность. Они – в существующих и поныне предметах или сооружениях. Эти объекты являются не только памятниками истории и культуры, но и туристическими жемчужинами планеты. Наиболее известным в Европе можно назвать замок тирана Калигулы в Риме. В Азии – императорский дворец Гугун (Запретный город). В Африке – гробницы фараонов – египетские пирамиды.
Одно из таких мест в Баварии – горный замок Нойшванштайн (в переводе «новый лебединый камень»). О судьбе его создателя, баварского короля Людвига II из древнего рода Виттельсбахов, пойдет речь в этой публикации. Его предок, король Максимилиан I, дал своему народу новую конституцию. Дворянство Баварии сохраняло свое привилегированное положение, однако объем привилегий существенно был сокращен, включая отмену исключительного права на государственную службу, налоговую свободу, частичную отмену вотчинных прав. Полностью упразднялось крепостное право в отношении крестьянства. Определялось новое положение духовенства. Принципиальным моментом конституции стало провозглашение общих для всех сословий и подлежащих гарантиям со стороны государства прав и свобод граждан: обеспечение безопасности личности и собственности, свобода слова и свобода печати, однако, при сохранении политической цензуры. Интересы короны(королевской семьи) и государства были объявлены высшей ценностью, что отражалось в обязательности присяги подданных (мужчин при достижении гражданского совершеннолетия – в 21 год) королю.
Эпоха, будоражившая Европу революционными настроениями, для Баварии оказалась спокойной. Баварцы любили и уважали королевский род, при этом требовали от королей преданности народным интересам и исполнения своих обязанностей.
В 1845 году в городе Мюнхене у баварского короля Максимилиана II и его супруги Марии родился первенец – принц Людвиг. По случайному совпадению или же по велению свыше в этом же году композитор Рихард Вагнер написал либретто знаменитой оперы «Лоэнгрин». Через восемнадцать лет Людвиг, став королем Баварским, пригласит Вагнера в Мюнхен и создаст все условия для того, чтобы музыкальный гений мог творить во славу Божественной красоты. Их судьбы тесно переплетутся, потому что оба реальной жизни предпочтут грезы о сказочном Рыцаре Лебеде.
Принца Людвига и его младшего брата Отто воспитывали очень строго. Максимилиан II установил точное распределение времени между занятиями и гимнастикой. За малейшее отступление от установленной программы детей строго наказывали. Мальчики были отдалены от родителей. Такое воспитание и природные склонности привели Людвига к тому, что он стал человеком замкнутым, уединяясь, предавался мечтаниям. С возрастом Людвиг все больше любил живопись, поэзию, музыку, архитектуру, все меньше подобострастие и бездуховную жизнь придворных. Людвиг был далек от интриг и скандалов, которые присущи высшему обществу. Он мечтал о подвигах и доблестях, глядя на прекрасные картины и читая исторические предания о славных рыцарях и прекрасных дамах. Одной из его воспитательниц была француженка, влюбленная в эпоху короля Франции Людовика IV. Она рассказывала юному и восприимчивому баварскому принцу о прекрасных балах, которые давал Людовик IV, о пышности и богатстве убранства его дворцов, о том, как любили короля его подданные, а он умело ими управлял. Так у Людвига возникли мечты о том, что став королем, он будет великим и мудрым правителем, подданные будут любить и боготворить его, а страна – процветать.
Днем ли, ночью, Людвиг долгими часами неустанно бродил в одиночестве по родовому замку, по аллеям парка, при этом громко декламируя Шиллера. Пристрастие к оперной музыке у Людвига пробудилось в 16-летнем возрасте, после посещения им оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Основанная на преданиях о великом рыцаре Лоэнгрине, опера очень повлияла на всю будущую жизнь Людвига. Музыка Вагнера потрясла его. Он увидел в ней воплощение своих романтических грез. С этой поры он стал страстным поклонником Вагнера и коллекционером его произведений. К моменту знакомства с искусством Вагнера у Людвига появилось ощущение своей духовной избранности. Его молчаливость и замкнутость все возрастали.
После смерти отца, короля Максимилиана II, принц Людвиг был возведен на королевский трон Баварии в возрасте 18,5 лет. Ему пришлось взять на себя королевские обязанности, несмотря на незаконченное в университете образование и отсутствие практического опыта. Черты необычайного благородства и изящества на бледном лице, черные волнистые волосы и огромные, широко раскрытые глаза мечтателя и гордеца – таким впервые предстал король перед подданными. Внешность и молодость короля покорили его подданных. Сразу после восхождения на трон, несмотря на свою молодость, Людвиг ІІ очень серьезно взялся за свои обязанности. Но именно в этот момент стало ясно, что судьба сыграла с ним дурную шутку. Дело в том, что отец Людвига Максимилиан ІІ, пока сам был у власти, не подпускал молодого принца к государственным делам. В чем причина остается только гадать. Возможно, он думал, что принц еще слишком молод, может не доверял ему, считая, что он не способен управлять страной. Но последствия этого оказались весьма плачевны не только для самого Людвига ІІ, но и для Баварии в целом.
Германия этого периода переживала взлет немецкой классической философии. Европу потрясали революции, вызванные философскими учениями, которые относили власть монархии к прошлому. Кроме того, это был период объединения германских земель в единое государство, что также не прибавляло устойчивости Баварии, являвшейся одной из самых самостоятельных немецких территорий с большими традициями собственной государственности.
Взойдя на трон, Людвиг ІІ вместо любви и преданности получил всевозможные интриги и сплетни, вместо неограниченной возможности управлять своей страной мог лишь подписывать документы, составленные министрами. У Людвига ІІ не хватало сил, настроя и желания для того, чтобы бороться с болезнями своего государства.
Людвиг пригласил композитора Вагнера в Мюнхен. Вскоре у него созрели первые идеи создания театра и дворцов. Влияние Вагнера на Людвига было очевидным, для придворных интриганов композитор стал серьезным соперником. Доброхоты призывали общество спасти молодого и неопытного короля от «злого гения». Враждебная агитация против Вагнера оказалась столь сильной, что Людвиг был вынужден отдалить его от себя. Плен высокого королевского положения стал основой трагедии жизни Людвига Баварского. Трон ставил препятствия его лучшим стремлениям, а величие сана требовало фантастических подвигов, создавало ощущение исключительной призванности. Одиночество и мечты – вот что осталось у Людвига.
Вскоре перед молодым королем встали суровые вопросы политической жизни, связанные с защитой государственности. Между Пруссией и Австрией произошло столкновение из-за Шлезвиг-Голштинии, и Бавария, в силу исторических обстоятельств, приняла сторону Австрии.Нужно было и политически и экономически готовиться к войне, но Людвиг был в современном понимании пацифистом,то есть считал что все улаживается переговорами.Он считал, что армия Баварии не нужна и надеялся, что вопрос с Пруссией решится мирным путем,поэтому без ведома правительства он покинул Мюнхен и уехал в Швейцарию к Вагнеру. Видимо, под влиянием Вагнера Людвиг вскоре вернулся в столицу и подписал приказ о мобилизации.Но было поздно, война все же началась. Бавария вынуждена была сражаться на стороне Австрии против Пруссии и вместе с ней потерпела поражение. Военные действия 1866 года привели Людвига к мысли, что единственно надежный путь Баварии – сближение с Пруссией во имя объединения Германии.
К началу 1870 года политическое положение в Европе ухудшилось. Разразилась война между Пруссией и Францией. Бавария тоже была втянута в водоворот событий. Баварский премьер-министр посоветовал Людвигу II передать имперскую корону прусскому королю. Он считал, что объединение немецких государств в единую империю (рейх) неизбежно. Воспитанный на понимании славного прошлого своей родины, Людвиг II отрицательно относился к такому шагу, однако не сумел противостоять. Он обратился к прусскому королю Вильгельму с просьбой о присоединении Баварии. 18 января 1871 г. король Пруссии был объявлен немецким императором (кайзером). Так Людвиг ІІ вошел в историю Германии как слабовольный, неспособный к управлению монарх, который не захотел использовать те возможности, которые ему давала конституция, для сохранения собственного государства и управления вечно ссорящимися и думающими о собственном обогащении депутатами. Его «заслуги» перед Баварией XIX века имеют знак «минус».
Людвиг начинает мучиться сомнениями, его тяготит неуверенность в себе. Идея королевской власти получает удивительное перевоплощение. Еще в год вступления на престол у Людвига II появилась мысль построить в Баварии замок по своему проекту. В 1869 году около замка Хохеншвангау(в переводе – высокий лебединый) по его повелению был заложен замок Нойшванштейн и неподалеку от него, тоже в горах, дворец Линдерхоф. Замок Нойшванштайн – самый грандиозный проект Людвига ІІ. Он великолепен не только своей непревзойденной красотой. Он известен также и теми усилиями, которые были затрачены на его создание, и воздействием воплощения данного проекта на природу и общество. Чего только стоит тот факт, что по приказу короля, для подготовки места для строительства замка, были взорваны скалы и альпийское плато опустили на 8 метров. А огромное количество строительных материалов поднимались в вагонетках на стройплощадку с помощью специально созданного крана, работавшего на технической новинке того времени – паровой тяге. Для постройки замка использовались только лучшие материалы, которые свозились со всей Баварии. Окружавший стройку район получил работу на несколько лет, чтобы обеспечить строительными и отделочными материалами «стройку века». Не найдя себя в качестве государственного менеджера высшего уровня, король-неудачник тратил бюджетные деньги для создания замка, который впоследствии, в ХХ веке, во всем мире стал символом сказочной жизни и сказочного богатства. Между прочим, благодаря мультфильмам Уолта Диснея. Свой абсолютизм Людвиг II даже в мыслях не переносил на Баварию. Душа его жила на безлюдной высоте фантазии. В горах он строил свое королевство – замки и дворцы, парки, гроты и павильоны. Эти реальные постройки фантастического миpa Людвига, великолепно сохраненные до сегодняшнего дня, красочно повествуют о силе его воображения.
Финансировать строительство замков за счет годовых доходов короля стало невозможно, его долги стремительно росли. Все попытки со стороны кабинета министров добиться от короля снижения его расходов не привели ни к какому результату. Тогда члены королевской семьи приняли решение объявить короля невменяемым и передать обязанности 40-летнего монарха в руки регента (специально назначаемого должностного лица, которое исполняет обязанности управления монархией например в случае малолетнего наследника). В соответствии с баварской конституцией это был единственный путь, чтобы отстранить короля от управления. Врачебная комиссия составила заключение о том, что король является душевнобольным и не может управлять страной. Людвига доставили из Нойшванштайна в замок Берг на Штанбергском озере, чтобы там объявить о его недееспособности. Вечером 13 июня 1886 года Людвиг вместе с врачом Гудденом отправился на прогулку, после которой оба не вернулись в замок. Гудден состоял в заговоре против короля, не зная того, что вызванные им из Мюнхена убийцы получили секретный приказ убить не только короля, но и его самого. В результате, после долгих поисков, короля и его врача нашли в озере мертвыми со следами насилия.
Замок Нойшванштайн и сегодня выглядит сказочно, он объект паломничества туристов со всего мира. Гиды и экскурсоводы вольно или невольно, но придают рассказам о короле Людвиге ІІ романтичность и возвышенность.
Однако, король – это не только сказочный герой в короне и мантии, в первую очередь он – глава государства. А в случае развитой монархии – представитель элиты, который не нуждается в том, чтобы его выбирали каждые пять лет как парламент.
Старшее поколение в Украине, воспитанное на принципах отрицания царей и королей как тиранов, и младшее, которое знает только парламентаризм с бесконечной чередой шоуменов на политической сцене – все они составляют сегодня общество, лишенное понимания того, в чем же суть конституционной монархии. У монарха, в отличие от кинематографического образа, который был создан в ХХ веке, существуют достаточно жесткие обязанности высшего управляющего. В первую очередь – это обязанность обеспечивать преемственность даже не самой власти, а философии власти. И если следить за порядком в своем отечестве и заботиться о текущих нуждах граждан должен кабинет министров во главе с премьером, а создавать законы и отражать мнение населения должен парламент, то истинный монарх должен делать нечто большее. Он и видит больше, и дано ему больше. Ведь он Богом избранный. Очень непонятная людям начала XXI века борьба истинных монархов с псевдо царями и королями, которая была так существенна для людей еще 100 лет назад, а в Великобритании еще и сегодня, на самом деле очень важна. Тогда еще можно было доказать народу при помощи родословной, происхождения, что монарх – Богом избранный, а значит – авторитет непререкаемый. В глобальном смысле он знает куда идти. Богоизбранность освобождает монарха от проблем и забот о своей судьбе, его должна интересовать только судьба народа. И горе той монаршей семье, тому народу и тому государству, где передать по семейной линии монаршеский скипетр некому, либо наследник окажется несостоятельным. Это значит, что традиция будет изменена, государство разрушено, а народ получит чужестранного правителя, или наступит длительный период исканий и нестабильности. И сегодня несмотря на отсутствие родословной идущей от самого Иисуса, что вполне официально можно было провозглашать раньше, богоизбранность правитель обязан доказывать своими действиями, как и сотни лет назад.