Многим средним предприятиям вместо работы в своей отрасли скоро понадобится умение выращивать бананы, поскольку их бизнесы находятся под угрозой вытеснения импортом: 50-70% предприятий исчезнут уже в первый год после вступления в ВТО, многие умрут, даже не родившись. Благодаря законам, принятым для вступления в ВТО, при безграничном нелегальном импорте Украина очень быстро превращается в банановую республику.
Определение «банановая» республика применяется для обозначения стран, у которых экономика имеет узкую направленность – часто для обслуживания внутреннего потребления, туризма и т. д. Не существуют тяжелой промышленности, а также отраслей, связанных с машиностроением и высокими технологиями. Не развиваются даже простые сборочные производства. Инвестиции в экономику у таких стран составляют исключительно вложения в иностранные транснациональные корпорации ввиду отсутствия отечественного капитала. Не имеет влияния в стране местная политическая элита. В связи с зависимым экономическим положением у «банановых» республик нет собственной внешней политики. Как правило, такие страны полностью контролируются одним из крупных государств.
Вышеупомянутые законотворческие процессы происходят на фоне постоянных заявлений о стремлении войти в европейское экономическое сообщество равноправным партнером. Хотя недавно опубликованные прогнозы министерства экономики наводят на грустные размышления тех, кто понимает, что такое независимая экономика, необходимая для равноправного партнерства с кем бы то ни было.
Объемы экспорта внешней торговли Украины товарами (без учета данных по группе товаров «Разное») за январь-март 2006 г. составил 7987,1 млн дол. и уменьшился против соответствующего периода 2005 года на 4,4%, объем импорта – 9756,3 млн. дол. и увеличился на 30,2%.Минусовое сальдо внешней торговли становило 1769,2 млн. дол. (в январе–марте 2005 г. позитивное сальдо – позитивное сальдо 855,9 млн. дол.). Объем экспорта внешней торговли Украины товарами (без учета данных по группе товаров «Разное») за январь-март 2006 г. составил 7987,1 млн. дол. и уменьшился против соответствующего периода 2005 года на 4,4%, объем импорта – 9756,3 млн. дол. и увеличился на 30,2%. Минусовое сальдо внешней торговли становило 1769,2 млн. дол. (в январе–марте 2005 г. позитивное сальдо 855,9 млн. дол.). То есть де-факто признается, что Украина не сможет восстановить соотношение экспорт-импорт в ближайшие 2 года. Какие перспективы восстановления торгового баланса на последующие годы – не указывается.
Необходимо отметить, что на самом деле официальная статистика не может отражать реальную картину торгового баланса, поскольку сведения об импорте даются на основании таможенных деклараций. А импортируемые товары в большинстве своем завозятся с занижением таможенной стоимости в 2-20 раз. То есть мы имеем торговый дефицит в реальных ценах в несколько раз превышающий тот, который можно вычислить по данным официальной статистики. При этом лобби импортеров настолько сильно, что чиновники всех уровней могут говорить о негативном влиянии незаконного импорта на экономику, только констатируя сам факт, не имея возможности что-то изменить.
При вступлении в ВТО некоторые импортеры действительно почувствуют себя лучше. Скорее всего, это будут фирмы, которые сегодня являются самыми мощными импортерами всей номенклатуры товара независимо от отрасли. Но не факт что именно они, поскольку международные корпорации спят и видят абсолютно свободное проникновение своих товаров в Украину – для этого и необходима ВТО. И те украинцы, которые сегодня обладают ключевой компетенцией в виде «умения дешево завозить» (то в чем бизнесмен преуспел значительно лучше, чем в производстве товара), для иностранных корпораций являются обузой. Вариант европейской работы на таможне, если речь не идет о поставках в страны бывшего СССР, – это когда никто не знает что это такое – таможня. Данное понятие растворено в понятии «логистика» и является его частью. Пересечение границы товаром является рутинным, обыденным делом, им не занимаются производители, отдав все логистическим фирмам, и поэтому ключевые компетенции находятся в других областях – технология, маркетинг и т. д.
В данной статье хочется рассмотреть грядущее радостное для всех экономическое событие – вступление Украины в ВТО на фоне массового незаконного импорта, и как этот факт повлияет на экономику сейчас и в ближайшем будущем.
Что такое хорошо…
В 2005 году сделан титанический рывок и Президента и двух премьеров, которые протолкнули в Верховной Раде законопроекты, подготовившие Украину к вступлению в ВТО. Скорость принятия законов была настолько высокая, что многие отраслевые организации даже не успели проанализировать ситуацию, как страна уже оказалась на пороге ВТО.
Напомню, что основные черты этих законов — существенное уменьшение пошлин на ввозимые товары и снятие «нерыночных» ограничений на поддержку отечественных производителей. Об этих законах на уровне обывателя мало что известно, да и на уровне руководителей и собственников бизнесов аргументация за вступление в ВТО по-прежнему осуществляется на уровне церковных догматов, в которые принято, не усомнившись, веровать. Условия, на которых наша страна на огромной скорости «въехала» в глобальный торговый коллектив – тайна за семью печатями. В сущности, до недавнего времени скрывать информацию и не нужно было, поскольку заинтересованных было немного. Только в последние полгода–год, в связи с проявившимися из-за массового импорта негативными тенденциями во всех отраслях, руководители фирм и отраслевых объединений начали активно искать объяснений – где же эти плюсы от ВТО для всех вместе и каждого в отдельности. Тогда и появились очень странные комментарии чиновников, продвигающих данное направление, – типа «каждая страна хранит коммерческую тайну о договоренностях с другими странами, чтобы не ухудшить свое положение или положение других членов ВТО». Но кое-что выяснить можно.
Один из столбовых аргументов «за» – в ВТО имеют членство около 150 стран, и только нас там не хватает. Довод неубедительный, поскольку сам по себе ни о чем не говорит. Другой любимый аргумент в устах сторонников идеи «фикс» звучит примерно так: «зафиксировавшись в блоке ВТО, Украина раздвинет могучими плечами горизонты для своей внешней торговли». Этот аргумент вызывает большие сомнения, если не сказать недоумение.
Во-первых, легенда об открытости рынков стран-членов ВТО – самая культивируемая и рассчитана на людей, не связанных непосредственно с экспортом и международной торговлей. Эта легенда (назовем мягко) — пиар для электората. На самом деле, дело обстоит совершенно иначе. Во-первых, успех или неудачи продаж на внешнем рынке тех компаний, которые там еще не присутствуют, а таких среди украинских предприятий большинство, зависит от стремления и умения произвести и продать востребованный на соответствующих рынках товар. Это известно каждому бизнесмену и руководителю. Для положительного эффекта от вступления в ВТО в стране должны быть развитые ориентированные на экспорт производители и целые отрасли. Тогда они начинают стремиться на внешние рынки, и тогда им нужен дополнительный инструмент для продвижения товаров, которым является ВТО.
У нас такими отраслями, начиная с развала СССР, являлись металлургия, химическая промышленность и некоторые другие сырьевые отрасли. Именно они составляли 75% экспорта и были самыми главными «толкачами» процесса вступления в ВТО. Видимо об успехах этих отраслей и нужно было бы говорить, агитируя остальные 90% населения и бизнесов за лояльное отношение к Всемирной торговой организации. Так, мол, и так – для всех владельцев бизнеса в Украине наступит тяжелое время, может Вы даже и исчезнете, но страна в целом, за счет металлургии и химии, – выиграет. И может быть, когда-то Вы возродитесь как птица Феникс из пепла. Но поскольку наши сырьевые рабочие лошадки сегодня не могут справиться с навалившимися проблемами в виде повысившейся себестоимости и снизившимися ценами реализации и не знают как выживать в будущем, то остается говорить о борьбе с блокирующими действиями антидемпинговых расследований (для читателя напомню, что при незаконном введении импортной пошлины в 25% и выше, что сделали в странах ЕС, или квот на уровне 10% от традиционного объема, просто происходит остановка украинских предприятий-экспортеров).
Производители остальных отраслей, занятых в производстве товаров массового спроса, строительных материалов и прочего, ориентированы почти исключительно на внутренний рынок и потому успехи и неудачи других в антидемпинговых (специальных, компенсационных) расследованиях на внешних рынках их не касаются.
Чтобы подытожить раздел о влиянии ВТО на экономику Украины, необходимо сказать о «возможном положительном влиянии на проведение расследований украинскими предприятиями и борьбу с расследованиями против них – для традиционных экспортных отраслей. А также о необходимости преодоления негативных последствий вступления в ВТО для остальных производителей».
Воспользуемся частично выдержками из исследования «Перспективы углубленной свободной торговли между Европейским Союзом и Украиной», подготовленного Центром европейских исследований (г. Брюссель), Институтом мировой экономики (г. Киль) и Международным центром перспективных исследований (г. Киев), а также данными по европейской экономике от Еврокомиссии.
Положительными от вступления в ВТО согласно этим документам является возможное увеличение на 4-5% благосостояния людей и рост ВВП. При этом не говорится, за какой срок, но ВВП «может вырасти на 20-30%». Для обывателей, конечно же, необходимо было бы объяснить, что вообще означает ВВП, а также что его увеличенный на 30% размер в течение 5-7 лет значит для обычных граждан. Хотя, согласно моделям, которые строятся уважаемыми исследовательскими центрами, это значит, что Украина «может приблизиться через какое-то время по показателю ВВП на одного человека к уровню восточноевропейских государств – новых членов ЕС».
Более конкретные цифры никто не дает. Как это сказывается на развитии производителей, на занятости и на реальном достатке населения – непонятно. Как правило приводятся примеры сотрудничества в рамках ВТО и других торговых объединений Мексики и США, а также пример интеграции Китая. Китай, кстати, сумел стать членом ВТО не будучи страной с рыночной экономикой – то есть о свободном либеральном развитии экономики к которому нас призывают на Западе, там речь не идет.
И что такое плохо…
Все остальные рассуждения о вступлении Украины в ВТО касаются обязательств нашего государства, а также негативных последствий. Чего можно, безусловно, ожидать от вступления в ВТО, так это риска замещения импортом товаров отечественного производителя.
Вот некоторые моменты. Средняя ставка таможенной пошлины на продукцию легкой промышленности, которую выторговали наши переговорщики – 5,97%. Еще не став членом ВТО, легкая промышленность уже потеряла 45 тыс. из 60 тыс. рабочих мест. И несмотря на уверение в том, что наша легкая промышленность за счет близости к рынкам ЕС после вступления в ВТО в разы увеличит объемы, ситуация в отрасли продолжает ухудшаться и становится критической. Да и по металлургии подписано соглашение предполагающее уменьшение ставки ввозной пошлины до «нулевой». Становой хребет экономики и без радостей «нулевого варианта», в связи с мировым перепроизводством стали, вползает в системный кризис. А тут еще китайцы с вечным демпингом…
Ставки таможенной пошлины на продукцию химической промышленности Украина обязалась уменьшить до 5,73%, что близко к «нулевому варианту». Это притом, что химическое производство, по определению, крайне энергоемкое. Начало потребления газа по европейским ценам ставит химпроизводство в Украине в крайне тяжелое положение.
И как с ним бороться…
Известно, что любое государство мира защищает, прежде всего, свои интересы на международном рынке, старается поддержать своего производителя и создать все условия для расширения рынков сбыта продукции, производимой в государстве. Долгое время Украина не могла похвастаться успешным опытом в защите своего производителя – как правило, предприятия защищали себя за границей сами. Но на самом деле это очень сложно из-за отсутствия соответствующего законодательства. При возбуждении некой страной антидемпингового расследования против украинского товаропроизводителя, производители не могли ответить тем же, что приводило к раскручиванию спирали расследований. Но 22 декабря 1998 года Верховная Рада Украины приняла сразу шесть законов, действие которых направлено на защиту отечественного товаропроизводителя за границей.
Гораздо хуже обстояло и обстоит дело с предприятиями-производителями, возникшими в середине 90-х годов. Ни опыта инициации расследований, ни даже понимания необходимости лобби в органах власти у них не было. Поэтому законы по защите отечественных производителей на внутреннем рынке появились без их участия, во многих случаях по инициативе органов власти. Да и внутренний рынок в последние 10 лет был настолько бурно развивающимся, а доступ к реальным финансам настолько слабым, что казалось, вновь появляющимся производителям хватит места. Но все оказалось значительно сложнее.
На фоне массового «серого» импорта по заниженным фактурам в условиях либерализации внутреннего рынка отечественные производители получили двойной удар, к которому были совершенно не подготовлены. Главным образом по этой причине многие украинские предприятия потеряли украинский рынок сбыта своей продукции, и продолжают очень быстро его терять.
Примерно в это же время при Министерстве экономики Украины был создан Департамент антидемпинговых расследований и защиты внутренних рынков расследований, в который украинские производители могли теперь обращаться, как делали все время наши иностранные конкуренты на своих внутренних рынках. Рассмотрим последовательность действий при борьбе с демпинговым импортом законодательными методами (существуют эффективные возможности административного решения вопросов, которые периодически демонстрировал таможенный комитет, и которые ярко продемонстрировала власть прошлогодней надеждой производителей – программой «контрабанда-стоп»). При наличии административной воли в условиях, когда страна юридически еще не является членом ВТО, прекращение «серого» импорта – дело нескольких месяцев без привлечения каких бы то ни было международных процессов. Но, конечно же, общеизвестным фактом является коррупция, которая не позволяет решать государственные вопросы быстро и эффективно.
А в новом ВТОшном мире решать экономические вопросы административными методами (то есть просто требовать от таможенных органов контроля за соблюдением законодательства) будет затруднительно. Дело в том, что участие страны в ВТО – дело добровольное и эта организация не контролирует наличие или отсутствие «серого» или «черного» импорта — в простонародье «контрабаса». Хотят госорганы – контролируют, не хотят – не контролируют.
Для начала нужно показать, что иностранные производители выступают на территории Украины с продажей по таким ценам, при которых предприятию или группе предприятий наносится конкретный урон от такого импорта – это первый этап.
На втором этапе нужно определить экспортную цену – ту, по которой фактически оплачивается или подлежит оплате товар, ввезенный в Украину из страны экспорта.
Этап третий – определение нормальной стоимости, т. е. цены, по которой товар продают на рынке страны-экспортера. Этот этап – один из важнейших при сборе жалобщиком необходимой информации, поскольку требует эффективной работы торговых представительств, маркетинговых служб предприятий и прочих структур за пределами Украины.
Четвертый этап наступает, когда нормальная стоимость и экспортная цена определены, да еще и приведены к одинаковому базису поставки (обычно – EXW, франко-завод).
В заключение четвертого этапа вычисляется демпинговая маржа как разность между нормальной стоимостью и экспортной ценой, причем первая должна быть больше второй. В противном случае нет предмета для дальнейшего обсуждения. Как было уже сказано выше, товар может рассматриваться как демпинговый только в случае, если его цена на зарубежном рынке ниже нормальной стоимости. «Демпинговая маржа» – это разница между экспортной ценой и нормальной стоимостью, которая отражается в процентном отношении к цене на условиях CIF на границе государства без уплаты пошлин.
Пятый этап – выяснение вопроса о характере ущерба и его связи с демпингом. Сам по себе ущерб рассматривается в трех плоскостях: собственно явный существенный ущерб национальному производителю, угроза такого ущерба и существенные помехи созданию национальным товаропроизводителем производства подобного товара, который является объектом расследования. При анализе ущерба оценке подлежит и ряд других факторов, например, ликвидность товара, его запасы, уровень затрат в отрасли и на предприятии, занятость, инвестиционная привлекательность. Для выяснения наличия ущерба и его связи с демпингом оцениваются объемы демпингового импорта, его влияние на ценовую конъюнктуру подобных товаров в Украине. Затем путем исследования влияния демпинга и его последствия (ущерб украинским товаропроизводителям) устанавливается логическая причинно-следственная связь между ними. Собственно после этого национальный товаропроизводитель может писать жалобу. Акты Межведомственной комиссии по международной торговле относительно проведения антидемпингового расследования и применения, антидемпинговых мер являются обязательными для исполнения. Важным моментом проведения антидемпингового расследования является то, что оно осуществляется на государственном языке, что создает проблемы ответчику. Расследование может длиться до одного года с момента его возбуждения. Его срок может быть продлен, но не более чем до 15 месяцев. Предварительные меры предусматривают введение предварительной антидемпинговой пошлины в таком размере, который обеспечивает на территории Украины продажу товара, являющегося объектом рассмотрения, по цене не ниже некоторой минимальной. Длительность действия предварительных мер — 4 месяца с возможностью продления до 6-ти. В сущности, антидемпинговое расследование представляет собой некое состязание между жалобщиком (национальным товаропроизводителем) и ответчиками. Как и во всяком судебном процессе, стороны изощряются, стараясь представить беспристрастным судьям и следователям как можно более полную информацию в как можно более сжатые сроки.
И какова же эффективность…
Об эффективности антидемпинговых и других расследований можно судить как по количеству рассматриваемых дел, так и по количеству и номенклатуре товаров, в отношении которых проводятся данные расследования и принимаются положительные решения. По данным Министерства экономики Украины по состоянию на 24.03.2006 г. действует 11 антидемпинговых и 6 специальных мер относительно импорта в Украину товаров, стоимость которых составляет 120 млн. дол. США. В тоже время к украинской продукции на внешних рынках принимаются 36 ограничительные меры (33 – антидемпинговые, 2 специальные и 1 компенсационная). При этом на данный момент относительно украинской продукции проводятся 7 антидемпинговых расследований и 2 специальных. Всего же с 1999 г. против украинских товаров возбуждено 131 антидемпинговых, специальных и компенсационных расследований, по результатам которых 37% – расследования, по результатам которых принятые меры прекратили действовать, 28% – расследования, прекращенные без применения мер, 28% – расследования, прекращенные применением мер (действующие на март 2006 г.), 5% – расследования, которые продолжаются.
Как видим для украинских товаропроизводителей картина не очень радужная. А как обстоят дела в других странах, например, в США? Эта страна является излюбленной мишенью для антидемпинговых расследований. По количеству возбужденных против них дел американцы находятся в тройке лидеров, уступая только Китаю и Японии. Наибольшее число исков против США выдвинули Мексика, Канада и страны ЕС. Еще свежо в памяти решение Америки о 30 % ввозных пошлинах на металлопрокат, которое устранило всех иностранных поставщиков с американского рынка металлоизделий. В то же время Соединенные Штаты значатся самыми агрессивными инициаторами расследований в рамках ВТО. Лидер свободного мира за последние несколько лет оформил 281 официальную заявку на 48 стран, обвиняя их в демпинге.
Антидемпинговые расследования – ежедневная практика всех стран-членов ВТО. Естественно стремление транснациональных компаний да и вообще компаний-экспортеров монополизировать чужой рынок за счет демпинга, а потом, подняв цены после уничтожения конкурентов, возвратить себе убытки, полученные в период демпинга. Главная задача госорганов – не допустить уничтожения отечественного производителя и пересечь попытки монополизации рынка.
Повторюсь, что в условиях «контрабаса», «черного» или «серого», антидемпинговые расследования являются самым цивилизованным способом борьбы с идиотизмом последних лет, существующим в украинской экономике.
Государственные мужи, впихнув Украину в ВТО, должны теперь активно работать, помогая получить хоть какие-то плюсы от членства в этой организации, чтобы не получилось так, что отечественный рынок просто «сдали», а производителей «слили», при этом не получив ожидавшегося эффекта по экспорту.
Конечно поднимать средний бизнес в условиях ВТО после длительного существования полностью открытого для импорта пространства и массового «серого» импорта – задача скорее для «романтических патриотов». Но поскольку выхода на разворачивание более крупных бизнесов у среднего украинского капитала нет, средние производства будут появляться и далее. А чем больше количество политиков собственников отечественного производства, тем слышнее их голоса и тем быстрее и явственнее результат противодействия массовому импорту в пользу производителей
Для Украины просматривается и вполне возможен вариант Молдовы и Киргизии. Ворвавшись на полном ходу в ВТО, вместо какого бы то ни было подъема национальной экономики и улучшения благосостояния народа, «Молдова и Киргизстан фактически потеряли национальную промышленность и стабильность в стране» (цитата). «Внутренний рынок страны захватил импорт, в то время как доступ на мировые рынки для молдавской продукции так и не расширился в связи с низким качеством продукции и недостаточным опытом работы на международных рынках национальных производителей. Поэтому даже через пять лет после вступления в ВТО, Молдавия является самой бедной страной Европы. А в Киргизстане на протяжении первого года членства в ВТО обанкротилось 70 % национальной пищевой промышленности. Более того вопреки ожиданиям не выросли иностранные инвестиции» (цитата).
Примеры вступления стран восточной Европы в ВТО оцениваются как достаточно положительные. Но в исследованиях говорится о том, что, например, в Польше увеличение темпов роста экономики – результат других факторов, таких как стартовые условия, политика государства по отношению к бизнесу и так далее. Хотя избежать негативных последствий и Польше не удалось.
Наиболее позитивным явлением вступление в ВТО оказалось для Китая. Те, кто интересуется данным вопросом, знают, что Китай в течение 10 лет готовил свою промышленность еще до начала процесса, придавая ей, безусловно, экспортную направленность, и потом 10 лет отрабатывал агрессивный экспорт до начала процесса вступления в ВТО. При этом до 15 лет адаптационного периода выторговал себе Китай и на будущее, после вступления, по тем отраслям, которые оказались недостаточно развиты для конкуренции с международными корпорациями на внутреннем рынке.
При этом все аналитики отмечают, что возможность более эффективной борьбы с антидемпинговыми расследованиями как результат вступления в ВТО, Китай даже не рассматривал. Потому и не стремился к получению статуса страны с рыночной экономикой. Как мы знаем, отсутствие такого статуса позволяет государству вмешиваться в экономику для поддержки отечественных производителей. Главная задача для Китая в ВТО – усиление позиций экспортеров (как и для Украины) с той только разницей, что Китай этих экспортеров кнутом и пряником воспитывал в течение десятилетий.
Самым большим недостатком и следствием либерализации украинского рынка является «массовое сворачивание национального производства» (цитата). Называются цифры – 50-70% предприятий прекратят свое существование уже в первый год после вступления в ВТО. При этом эксперты преимущественно соглашаются, что вступление в ВТО «не станет шоком для большинства отраслей украинской экономики. Во-первых, после изменений в таможенных тарифах все импортные ставки уже снижены до минимальных значений, на которые Украина согласилась. Во-вторых, импортные товары давно присутствуют на внутреннем рынке и, как правило, завезены нелегально, по так называемым «серым» или «черным» схемам, когда ввозные пошлины и налоги оплачиваются лишь частично или не оплачиваются вообще. Соответственно сегодня большинство национальных предприятий уже сегодня работают в условиях открытого внутреннего рынка и официальное объявление либерализации условий внешней торговли не изменит реального состояния вещей» (конец цитаты). Очень безрадостный вывод — повторю его кратко: не вступив в ВТО, Украина испытывает на себе все недостатки данного шага.
Одновременное принятие пониженных пошлин и не устраненные «серые» схемы завоза настолько увеличили объем импорта, что таможня даже рапортует о рекордном сборе налогов. Притом, что налоговая служба понимает, что в случае законного импорта эта цифра была бы в 5 раз выше. Увеличение импорта означает две вещи – либо потребление растет и местный производитель уменьшает объем выпуска, либо в условиях роста потребления не может увеличивать объемы в соответствии с таким ростом.
На что же конкретно все-таки рассчитывает автор статьи?
На то, что на освещенную в статье проблему обратят внимание представители среднего бизнеса – отечественные производители и их отраслевые ассоциации. Раз существует юридическая возможность бороться с незаконным импортом, ее необходимо использовать. Времени осталось очень немного. С 2007 года Украина – член ВТО. Второе – необходимо очень активное законотворчество, инициированное средними производителями, направленное на защиту своих интересов. Лобби импортеров безгранично. Оно защищало и будет защищать интересы своих заказчиков – в абсолюте транснациональные корпорации наряду с импортерами вообще заинтересованы, чтобы в Украине не было собственного бизнеса. А для госорганов в краткосрочной перспективе все равно кто есть на рынке – производители или «серые» импортеры – лишь бы дырки в бюджете закрыть.