На заре развития отечественного бизнеса был популярен такой анекдот. Встречаются на переговорах два бизнесмена. Один говорит о том, что у него есть вагон металла. Другой отвечает, что у него есть деньги, которые он готов за этот металл заплатить. Ударили по рукам, сделка состоялась. Первый побежал искать вагон металла, а второй — отправился добывать деньги. Многие юмористы высмеивали и обыгрывали данную ситуацию в своих выступлениях, моралисты заламывали руки, обсуждая — как же так — ведь это же обоюдный обман? Но смешное в ситуации не то, о чем может рассказывать со сцены Задорнов, а то, что на самом деле в этом и есть закон построения любого бизнеса. Он справедлив для любой страны и для любого предприятия. Закон этот гласит — сначала появляется идея. Или фантазия, если хотите. А потом — деньги, персонал… Собственной энергией и талантом люди воплощают свои фантазии в жизнь. Те, у кого это получается, называются бизнесменами…
Древние египтяне считали, что изначально мир был пуст. Но великий бог Ра создал себя, ну а потом — все остальное… Что-то подобное происходит и в бизнесе: в начале не было ничего. Чтобы было «что-то», нужно это что-то придумать.
Со мной в группе учился парень, который все время рассказывал, какой у него будет прекрасный дом. Там все будет автоматическое — и открывающиеся ворота, и приготовление еды. Все это он рассказывал в мельчайших подробностях. Мы его считали полным шизиком. Теперь я его частенько вижу по телевизору. А в 1990 году я прочитал книгу из серии «как стать богатым». В ней говорилось, что для того, чтобы чего-то достичь, нужно просто представлять все, чего хочешь, очень ярко и подробно.
Например, хочется иметь шикарный автомобиль или просто автомобиль — необходимо мечтать о нем и видеть его в своих фантазиях во всех деталях — какая будет ручка двери и подлокотник, и какой радиоприемник. Или ты хочешь поехать в далекую и красивую страну. Надо знать, какие там люди и как они ходят и как говорят. Больше ничего не нужно — только ярко все себе представлять. А еще лучше все подробно записывать. Тогда, лет пятнадцать-двадцать назад, я удивлялся, как можно такой бред писать, а тем более читать. Но потом понял, что все это абсолютно правильно: самое важное для бизнес-идеи — ее нужно представлять очень четко и рельефно. Надо выстроить мыслеобраз того, что будет потом. И все будет так, как ты задумал. Еще позже я узнал умное словосочетание — бизнес-план. Это как раз и есть те записки сумасшедшего фантазера, о которых пишут в книгах о богатстве «как заработать миллион». В конце концов фантазии приходится выражать в цифрах, но от этого они не перестают быть фантазиями. Их надо подтверждать научными данными, исследованиями. Так и есть. Но часто не в этом суть.
Существует много правильных и умных вещей в бизнесе, для того чтобы подтвердить или опровергнуть идеи. Например, маркетинг, статистика. Но, как правильно говорили мудрецы, истина — это то, во что ты веришь в настоящий момент. Все научные данные, подтверждающие правильность принятого решения, в конце концов могут оказаться бессмысленными, или ситуация может внезапно поменяться. А идея или фантазия может воплотиться, вопреки всем отрицательным предварительным данным.
Что-то типа анекдота о мартышке, которая мыла шкурку от банана в океане. «Ты что делаешь?» — спросили ее. «Отгоняю крокодилов». «Так здесь же нет крокодилов!» «Значит я неплохо их отгоняю!»
Бизнес-фантазия рождается на основании каких-то данных, но не механически. Настоящая бизнес-идея воплотится, если представлять ее как своего любимого ребенка: со всеми черточками любимого лица и изгибами пухленькой ручки. И точно так же, как о родившемся ребенке, который еще ничто, а только маленький любимый комочек, об идее надо мечтать.
Что будет потом с твоим ребенком? Вот они ясли, никто его не обижает? Вот танцевальный кружок, чтобы танцевать, как Майя Плисецкая, а вот школа и курсы английского, чтобы знать английский в совершенстве. А эти соревнования — чтобы воспитывать характер.
Ты живешь и думаешь о том, что с ребенком будет и очень стараешься продумать все детали — что он будет кушать утром, а что вечером. Кого он полюбит в школе, а кого должен полюбить в университете. И потом все происходит, как ты хочешь. А может и не происходит. И ты говоришь — ну такой он получился — и чей он такой?
И точно также и идея. Ее нужно лелеять, продумывать во всех деталях. Мечтать, потом строить планы, а потом собирать единомышленников для ее воплощения, а потом искать деньги для того, чтобы это профинансировать. И поднимать тост за то, чтобы была удача. Чтобы ребенок был путевым. Удача — это не рецепт, а подарок от Бога. Он или есть, или его нет.
Я был на семинаре очень известного в США бизнес-консультанта Глена Омуры — в прошлом бизнесмена. Он сказал, что те, у кого есть энергия и желание воплощать свои идеи — зарабатывают деньги, а те кто не может деньги заработать, учат других, они становятся фантазерами и преподавателями. Шутка? Скорее всего — опять истина. Фантазер — этот тот, кто придумал, и только. А человек бизнеса — это водоворот, который втягивает в себя все: идеи, людей, деньги. И если это вращение прекращается, то все останавливается. Пока идет процесс вращения — все работает. Символ жизни — вращающаяся галактика. Во Вселенной энергии много, просто в одних местах она концентрируется, а в других рассеивается. Энтропия. Такое странное слово, и очень справедливое. Если нет концентрации, то и нет ничего — только звездная пыль. Самое главное достоинство человека — если он может создать это центростремительное пространство — то есть пространство, которое все притягивает к себе
Как это делается?
Когда-то я спросил на одном мастер-классе у известного московского фотографа: «Как вы снимаете?» Он сказал: «Ну, понимаете, все люди рождаются разными…». Смысл ответа — вам это не дано. Не всем дано, это правда. Придумывать не всем дано. И создавать водоворот — тоже не всем дано.
Хотите иметь много идей? Соберите на дискотеке самых засаленных и заросших молодых ребят в самых рваных джинсах, завезите их в замкнутое пространство и закройте на длительный срок. Не ограничивайте их кофе и сигаретами, и не заставляйте их переодеваться в галстуки. Периодически появляйтесь туда в таких же рваных джинсах с засаленными волосами и пейте с ними много кофе. До конца дня голова у вас распухнет от давления, живот — от жидкости, а мозги — от идей. Это не шутка, а совет бизнес-консультанта серьезным многомиллиардным компаниям. Эта рекомендация очень часто выполняется, и компании становятся более успешными! На этом построен принцип Силиконовой Долины в США, да и всех «научных долин» в мире. Территория расположена обособлено, далеко от центров развлечений. Те, кто должен изобретать новейшие технологии, имеют хорошие зарплаты, отличные продукты, жилье. Но по большому счету, людям просто нечем заняться, кроме как работать. Вот они и изобретают. Кстати, задолго до того как американцы придумали силиконовые долины, этот опыт уже был с успехом использован в СССР, правда, в весьма странном воплощении.
Сталинская система с середины 30-х годов 20 века и до начала 60-х загоняла в концлагеря лучших ученых по надуманным обвинениям.
Ведущие специалисты работали на износ день и ночь за кусок хлеба. Зато им были обеспечены все условия для научной деятельности. Мотивация была очень сильной: вместо высокой зарплаты силиконовых долин, здесь ценой были здоровье и жизнь. Выбор между тем, чтобы быть расстрелянным или умереть от истощения на лесоразработках, и тем, чтобы доводить до конца научное исследование, начатое на свободе, помогал создавать одни из самых мощных в мире летательные аппараты и вооружения.
Но причина эффективной работы специалистов в столь различных по своей сути системах мотивации еще и в том, что человек так устроен — он должен придумывать и потом воплощать придуманное. Почему после того, как заработаны деньги для детей и для внуков, большинство бизнесменов продолжает тяжело работать? Потому что первое назначение человека — продолжить свой род — а значит обеспечить его материально, но высшее назначение человека — воплощать идеи.
Мир капитала, как это ни странно звучит, сегодня принадлежит не деньгам, а идеям. Высшие должности в ведущих мировых компаниях занимают маркетинговые специалисты. Сейчас в кризисной Европе и США для того, чтобы хоть как- то удержать компанию от падения, акционеры часто ставят во главе компании жесткого человека бухгалтерского типа. Наступает режим строжайшей экономии на всем, прежде всего на отделах, которые разрабатывают новые идеи. Два года подряд акции такой компании даже могут расти, но потом, как правило, наступает очень быстрое банкротство. Энтропия — деньги улетают вместе с идеями из того места, где исчезла притягивающая вращательная сила. Так, например, произошло с компанией Apple, которая за пять лет практически потеряла весь рынок. Причина — первоначально правильная мысль — сократить расходы. И только после того, как пригласили ее бывшего владельца и руководителя — генератора идей (водоворот — помните?), дела пошли значительно лучше.
Украина имеет очень непродолжительный по времени и уникальный в своей новой истории шанс — использовать иностранные инвестиции в производство для собственного развития. Но это будет происходить всего лишь в течение 5-7 лет. Именно в течение такого срока Украина может быть интересна как место, «где нужно производить». Как центр водоворота. Потом, в связи с ростом затрат на бизнес, в нашей стране капитал перенаправится мимо Украины, как и раньше — туда, где он активен и сейчас — в Азию. Мы будем интересны только как страна, которая покупает произведенные кем-то товары.
Поэтому самое главное сейчас — идеи. Идеи, которые интересны нашим старшим капиталистическим братьям. Многие из тех, кому сейчас 25-30 лет, через двадцать лет будут очень серьезными бизнесменами. Они сделают свои деньги на новых идеях.
Мир переполнен деньгами. Но не местами их вложения. Очень многие в мире могли бы сегодня инвестировать в Украину, но они пока не имеют информации.
Сможетли наша страна воспользоваться благоприятной ситуацией — большой вопрос. На самом деле нашим компаниям понадобится пару лет, чтобы только понять, что нужно делать.
Вы спросите, зачем я в нашей любимой фотогазете рассуждаю о бизнесе вообще, (тем более что об этом написано во многих книгах), а не просто о фото? Да еще и для аудитории, которая от бизнеса или управления далека и не нуждается в такой специфической информации? Наверное, вы, дорогие читатели, уже привыкли к тому, что темы, которые я с вами обсуждаю, я хорошо знаю — изнутри. Но я также знаю, что есть многие читатели, которые говорят, прочитав статью: «А ведь я именно так и думал!» Как раз это ваше признание для меня — самое важное. Я просто выражаю ту мысль, которая вам давно не давала покоя.
Кроме того, я с интересом узнал, что мои статьи читают студенты. Они раньше других смогут преодолеть барьер ощущения Я ЭТО НЕ МОГУ СДЕЛАТЬ и стать теми водоворотами, которые уменьшают энтропию у нас в Украине, создавая концентрацию всего нужного и хорошего.