Что такое фотография – это снимок с минимальной доработкой, или цифровой имидж, который доводится до совершенного состояния на компьютере? По мнению одних людей фотография – распечатанный снимок, полученный только путем съемки на пленку (пусть и на самом совершенном фотоаппарате). Это традиционный взгляд на фотографию, сторонником которого я и являюсь, несмотря на то что, работаю в компании развивающей цифровые технологии.
Существует так же мнение других людей, которые считают, что фотография – это отпечаток с какой угодно доработкой, лишь бы на фотобумаге. У каждого направлений есть свои сторонники.
Я хочу провести параллель с музыкой: ведь скрипку не заставляют конкурировать с синтезатором. все понимают, что живая музыка – это одно, а электронная – это другое. На скрипке извлечение звука – это искусство, а на синтезаторе – подготовка композиции, написание программы. У каждого направления есть свои поклонники. Но согласитесь, что невозможно сравнивать эти два инструмента, хотя и тот, и другой занимаются звукоизвлечением. Точно так же и в фотографии.
Это сравнение прозвучало не случайно. Дело все в том, что я являюсь сторонником фотовыставок, которые можно назвать концептуальными и где не происходит смешивания жанров и технологий. Поэтому мы задумали и собираемся следовать нескольким направлениям выставочной деятельности различной жанровой и концептуальной направленности.
Речь идет о проведении как минимум двух типов выставок – снимков традиционных и снимков с использованием новейших технологий. Выставки, которые проводились в городе, и мы, и наши последователи, старались делать интересными. Что-то получалось, а что-то, возможно, и не вполне – судить вам. Но, с моей точки зрения, главное – это поощрять желание к творчеству и эксперименту, потому что это дает толчок для движения вперед к развитию искусства. А творчество человека безгранично.
В те времена, когда еще не изобрели фотографию, художники были приближены ко двору известных людей. Публичные деятели прежних эпох нуждались в их услугах: художник выполнял функции репортера, запечатливая для истории изображение той или иной известной личности. Если бы этого не происходило, то потомки никогда бы так и не узнали, как выглядел тот или иной известный человек. услуги художников стоили немалых денег. И важно было передать не только изображение, но и свойства характера изображенного человека – именно взгляду художника и доверяют потомки. И не будем их судить строго, ведь «репортер» часто не знает, кого он запечатлевает: великих сынов отчизны, или великих негодяев. Впрочем, изображения последних тоже нужны для истории. Сегодня художники перестали быть репортажниками, в картине ценится лишь творческое начало, а не отражение реальной жизни. Спор, возникший еще в 19-м веке между реалистами и импрессионистами, о том, что должно быть отражено не картине (реальная жизнь или чувства художника), продолжается до сих пор.
В фотографии существует еще более подробное деление. Предположим, фотограф смотрит на какой-то пейзаж в разное время суток или состояний природы. Он запоминает свою эмоцию, и потом старается снять именно то, что он запомнил, и так, как это ближе всего только ему. Бывает и так, что кадр рождается случайно: фотограф снимает то, что есть, а затем оказывается, что получилось нечто интересное. Еще ту же эмоцию можно придумать, дорисовав с помощью компьютера снимок, который фотографу показался недостаточно отражающим эту самую эмоцию.
Кажется, что фотографией заниматься не сложно: нажал – снял! Но пора уже отличать хороший снимок от халтуры – для этого мы и занимаемся выставками.
На самом деле, труд и силы, которые настоящий фотограф тратит для получения снимка, немалый. Для того, чтобы снять нужный ракурс, объект в тумане или при необычном освещении, фотограф занимается «верхолазанием», проявляет немалое терпение в ожидании момента, проводит бессонные ночи, если нужно для снимка. А того же самого результата можно достичь, доводя снимок на компьютере до нужного состояния, не прикладывая таких усилий. При компьютерной обработке скорее важна фантазия и работа подсознания. При традиционной съемке – единение с мгновением реальности и его находка.
А завел речь об этом я потому, что мы намерены организовывать фотовыставки различных направлений. В ближайшее время мы запускаем проект – конкурс под названием «Энергия города», где привилегия будет отдана фотографии, сделанной традиционным способом (условия конкурса будут объявлены в нашей газете и в телепрограмме «Фотокурьер»). А в дальнейшем появится выставка на основе новейших технических достижений в фотографии под названием «Метаморфозы».
Фотография – это не только техника и удовольствие. Это громадный и тяжелый физический и интеллектуальный труд. Главное в произведении искусства – это эмоция, которую вызывает это самое произведение у того, кто смотрит или слушает. Важно не только видеть то, что снято. Важно научиться оценивать и то, насколько качественно это снято.
Владимир Панченко