Местные выборы… Определяет ли место выбор? К примеру, баллотируйся кто-то из кандидатов в мэры Киева, скажем, в Харькове или в Сумах, Виннице или Луцке, изменилась бы их повестка? В случае, если бы этот самый выбор нами, избирателями, осуществлялся рационально, взвешенно и безэмоционально, рейтинг кандидатов определялся бы в результате сопоставления программ и обещанного. Но это к вопросу о человеке мыслящем, «гомо сапиенс», а мы в эпоху постправды превратились в «гомо эмоцио». Мы способны на эмоциональное восприятие, но не анализ. Но предположим, что наши мыслительные процессы включились в момент выборов.
Что? Где? Когда? Эти три вопроса должны быть ключевыми не просто для всей столицы, но для жителей каждого района города. Потребности жителей Троещины, Виноградаря или Печерска существенно отличаются. Если для первых двух одним из ключевых является вопрос логистики, то для жителей Печерска вопрос строительства скоростного трамвая с Троещины на правый берег (одно из предвыборных обещаний многих кандидатов в мэры последнего десятилетия) вряд ли окажется приоритетным. А для Позняков и Осокорков главным в логическом восприятии было бы главным решение проблемы запаха от Бортнической станции очистки стоков. Ну и Южный мост, именем которого можно называть уже новые средства для потенции, потому что он всегда стоит. Следовательно, выбор должен был бы сделан в пользу того кандидата, который обещает то, что выполнит. Сложная матрица, дааа.
Если бы выбор киевлян определялся не «эмоцио» – от того, что «просто нравится» или «просто терпеть не могу», а предполагал бы рациональный подход, мы вряд ли бы наблюдали «среднюю температуру симпатий» по Киеву и кандидаты обещали бы не только общее улучшение всем, но концентрировались бы на конкретных программах, правда, в том случае, если бы они собирались выполнять обещанное.
Аудит предвыборных программ кандидатов в мэры Киева свидетельствует о том, что для большинства претендентов на эту должность понятие «киевлянин» есть неким сборным образом.
Практически все кандидаты признают существование транспортной проблемы, к которой чувствительны абсолютно все горожане. «Запаковывание» отдельных районов Киева без осуществления логистических решений приводит не только к уменьшению комфорта передвижения и жизни, но и когда-то приведет к потере рыночной стоимости квартир в районах с «уникальной комбинацией проблем» – качеством воздуха, вернее некачественным воздухом и сложностью передвижения и резкому падению продаж квартир. Тогда и застройщики стали бы работать с мышлением, а не с эмоциями киевлян. Но когда это будет…
Сегодня я предлагаю сравнить подходы кандидатов в мэры к решению некоторых проблем.
Все ближе первый тур, все дальше отрыв действующего мэра – Кличко. Все плотнее кольцо претендентов на выход во второй тур: Андрей Пальчевский, Сергей Притула, Ирина Верещук, Алексей Кучеренко. Если киевляне не изберут Виталия Кличко в первом туре, дальше будут жаркие две недели и интересный поединок. Кто же будет тем счастливчиком – вторым?
По версии Ирины Верещук и Сергея Притулы, «киевлянину» не хватает перехватывающих парковок на въездах в город и объездной дороги вокруг Киева. Кандидат от «Голоса» транспортную проблему сделал ключевой в своей предвыборной кампании. Он предлагает увеличить частоту движения общественного транспорта на 30% за счет покупки новых автобусов, троллейбусов и трамваев. Правда, нигде нет и слова об инструментах реализации этих инициатив. Где Киев будет брать кредит на эти нужды? На сколько лет? И какие условия его погашения? А хотелось бы конкретики. Ну, чтоб не создавалось очередное впечатление об очередном пустом обещании. Еще «Голос» планирует создать и реализовать концепцию развития сети скоростного трамвая, путем объединения трамвайных систем левого и правого берегов Киева. Если относительно создания концепции сомнений не возникает, ее возраст – более 20 лет, а сам процесс проектирования может быть оплачен из городской казны, то механизм ее реализации – под вопросом. Вся партийная идеология «Голоса» не предполагает активного участия государства либо самоуправления в проектах. Квинтэссенцией неолиберализма, к которому относится партия «Голос», сегодня может служить Антифа в США, когда даже полицию лишают финансирования. А старые мантры Милтона Фридмана, на которого молятся неолибералы всего мира, предполагают в своем верхнем пределе даже городские парки перевести на частное управление. Поэтому управление городским хозяйством большого города в подаче неолибералов является просто воздействием на эмоцио. А взаимодействие с парламентской фракцией – было бы важным, но непонятно в киевской битве. Голос просто отрабатывает поход кандидатов в местный совет для тренировки выборов в парламент и поэтому отчеты группы поддержки Притулы в виде депутатов ВР о проделанной работе – не более, чем лукавство. И тарифы ими снижены не могут быть, поскольку вся политика партии предполагает полное следование в фарватере финансовых спекулянтов с курсом на повышение.
В программе кандидата в мэры Алексея Кучеренка конкретики побольше, учитывая его министерский опыт. Да и партия «Батькивщина», которую он представляет, в Новом Курсе одним из главных инструментов видела создание позиции канцлера – то есть премьер-министра с большими полномочиями. Каждый из заявляемых им приоритетов не только учитывает специфику каждого из киевских районов, но и предлагает механизмы их реализации. Для «Батькивщини» транспортные проблемы Киева не ограничиваются проблемами Троещины или жителей, курсирующих между правым и левым берегом. В программе упоминаются линии метро на Виноградарь, Троещину и Соломенку, предполагается закупка новых электропоездов, а также открытие дополнительных выходов на ряде станций. Обещается строительство, как минимум, двух из пяти тоннелей через Днепр, автомобильных съездов и путепроводов на Дарнице, Оболони и Березняках, новые трамвайные маршруты и реконструкция существующих (что характерно, с указанием конкретных районов и названий улиц). Рассчитывают запустить и экспресс-поезда из Василькова, Борисполя, Вышгорода, Бучи, Обухова. В предложениях Кучеренко прописаны механизмы реализации задекларированного – это государственно-частное партнерство по принципу «сначала построй и введи в эксплуатацию, а потом получи возмещение инвестированных средств». Его заместитель в МинЖКХ, признанный специалист по ГЧП, Ирина Запатрина – консультант по данному вопросу.
Андрей Пальчевсикий поднял свой рейтинг на теме медицины, взлетел на противостоянии Порошенко и Зеленского во время президентской компании (на тестах на наркотики), и в своей предвыборной программе сосредоточен тоже на медицине. Она должна стать в бедной стране страховой для всех – проект, который провалился даже в богатой Америке. У него предлагается «французская – социалистическая бесплатная страховая медицина». Пальчевский также предложил рассмотреть опыт Молдавии, Чехии и Польши. Партия «Победа», созданная три месяца назад, предполагает также бороться с нищетой за счет роста доходов населения, и роста сбережений. Этого нужно достигать путем повышения уровня образования и расходов на него, и далее – роста производительности труда. Значит – увеличить финансирование медицины, образования и науки. Вполне парламентская программа, из-за чего киевляне и начали теряться в том, кого же они выбирают – депутата ВР или мэра, что привело к резкому снижению рейтингов.
Ирина Верещук помимо того, что находится в «топ-группе преследования» в гонке за должностью мэра, еще и является единственной женщиной в забеге, что дополнительно служит срабатыванию «эмоцио» – выбору не по логике, а просто потому, что гендерные сантименты присутствуют как у женщин, которые могут проголосовать за нее, так и у мужчин. Она предлагает программу «П’ять років – п’ять кроків»: реконструкция станции аэрации в Бортничах, строительство малой объездной дороги, строительство мусороперерабатывающего завода, создание сети перехватывающих парковок на въездах, строительство социального жилья. Об улавливающих парковках я говорил выше, о мусоропереработке и скандалах вокруг них писал в одной из предыдущих статей, и соответственно теоретизирование Верещук на эту тему оставим для других материалов. Два слова о Бортничах, о которых тоже писал: по мнению «пани-мэра», реконструкция Бортничей «покажет иностранным инвесторам, что Украина готова выполнять свои обязательства». Но в чем ответственность, кроме уже находящихся под контролем самих же японцев тендеров, если миллиард долларов, согласно договору, нужно начинать возвращать только через 10 лет, когда никого из нынешних управителей и претендентов на должности уже не будет в политике? То, что данный проект – общегосударственного масштаба, добавляет огня в представление Ириной Верещук своей предвыборной мэрской программы. Даже начальная часть ее агитации предполагала, что у нее за спиной – Президент. Потом, правда, она и ее политтехнологи отказались от этой идеи. А зря. Если за твоей спиной Президент, то строить логическую цепочку: у меня за спиной – президентская команда и большинство в парламенте – значит я отвечаю за результат, могло бы Ирине сильно помочь. И не в Бортничах – там вопрос решенный, просто ускориться с устранением фекалий в Киеве согласно проекту невозможно, нужны другие решения. Президент за спиной нужен был бы, поскольку следующим ее предложением является окружная дорога.