Понимаю, что это парадоксально звучит из уст президента фото-фирмы, торгующей цифровыми фотоаппаратами. Добавлю: не покупать цифровой фотоаппарат, если Вы не знаете, что Вы хотите снимать (или, если Вы не покупаете фототехнику для престижа). Если же Вы хотите сделать профессиональный портрет или хорошо проработанный в деталях пейзаж, то для съемки этих объектов существуют хорошие оптические фотоаппараты. Да еще прихватите пару объективов, которые по цене превысят стоимость фотоаппарата. Если же Вы планируете репортажную или бытовую съемку – здесь нет ничего лучше цифры (особенно, если иметь в виду объем снимаемого материала, не задумываться о количестве и стоимости пленки).

Сегодня продолжается война между цифровыми и оптическими фотоаппаратами. Не на жизнь, а на смерть. Почему? Потому что те, кто производит оптические фотоаппараты, хорошо знают, что через несколько лет их никто не будет покупать. Оптикой со временем перестанут пользоваться как устаревшей техникой, и она станет лишь историей. Поэтому сегодня все производители оптических камер вынуждены вкладывать огромные деньги в производство цифровой продукции, для того, чтобы не обанкротиться в будущем.

Для потребителя же такой войны не существует, а существует лишь крепкая дружба двух этих технологий. Для потребителя прекрасно то, что у него есть возможность выбора: либо снимать прекрасные пейзажи или портреты оптической камерой, либо цифрой сделать какие-либо снимки, а после этого пойти в интернет-кафе и сбросить изображение своим друзьям в другой город или страну. Это конечно если речь идет о фотоаппаратах средней ценовой категории. В области студийной и рекламной съемки развитые страны почти отказались от оптики. Снимают цифровой фототехникой – это очень быстро и удобно, поскольку в 100% случаев после такой съемки изображение обрабатывается на компьютере (газеты, журналы, постеры и т.д.). У нас перехода на цифру в этой области не произошло из-за более низкого финансового состояния фотографов и фотофирм.

Кроме того, сегодня существует мода на цифровую технику: считается, что, если у человека нет «цифры», значит он отстал от жизни. Это так же, как не иметь модного пиджака, если человек следует моде. Такой человек страдает. Но если он привык к классике и считает моду временным явлением, тогда отсутствие модной вещи не будет его травмировать.

Иногда человек покупает цифровой фотоаппарат только потому, что у всех его друзей он уже есть. Для таких покупателей это показатель достатка, соответствие моде – таких у нас примерно половина, а в США только 20%. Большинство потребителей там покупают цифровой фотоаппарат, потому что ценят удобства цифровой эры. Они посылают снимки своим друзьям, выставляют их на собственных сайтах для широкого обозрения, хранят в компьютерах – и совершенно не печатают. Сейчас даже существует специальная реклама, которая направлена на то, чтобы вернуть фотолюбителей к бумаге.

Существует ли психологический барьер при переходе с оптики на цифру? Безусловно! Оптику покупает тот, кто ценит традицию. Как швейцарские часы. Цифра сегодня уже равноправный партнер оптики (до недавнего времени, повторюсь, владение цифровыми фотоаппаратами было больше понятием престижа).

Некоторые фотографы считают, что оптика позволяет работать «с красками вручную», участвуя в процессе проявки и печати. Конечно, это как в музыке – при наличии синтезаторов останутся те, кто по-прежнему будет великолепно играть на скрипке! Я же полагаю, что больше творчества проявляется тогда, когда работаешь с цифровым имиджем. К тому же это очень престижно.

Следует отметить, что мода, стильность – огромная движущая сила. В последние пять лет было продано десятки миллионов камер, с которых вообще невозможно было распечатывать фотографии – разрешение снимка не позволяло. Кто же их покупал? Статистика говорит о том, что это были студенты и домохозяйки. Элегантный дизайн, миниатюрные размеры самого фотоаппарата ставили его в разряд вещей для показа – как стильные часы, как ювелирные изделия.

Мы продавали фотоаппарат Ларган тайваньского производства в 2000 году: красивый, маленький, стильный – и… совершенно не приспособленный для ночной съемки. В США его за 1999 год продали более 100 тыс. штук. При том, что знаменитых Олимпусов – цифровых в том же году продали 300 тыс. штук. Бестселлер рынка! А вот в Украине наши продажи были очень небольшими. То же самое и с фотоаппаратом, в котором есть диктофон и плейер, а по внешнему виду он напоминает скорее флягу для виски. Круто! Это опять же вызвало супер-продажи в США. У нас же очень скромные показатели. Не понимали наши студенты своего счастья!

Но теперь волна престижа на эти вещи докатилась и до нас, как в свое время Кока кола и Макдональдс. При этом цена на цифровики упала до более-менее среднего уровня. Их начали покупать в подарок.

Хорошо ли это? Для нас, как для продавцов – отлично. Но все же процент тех, кто реально понимает достоинства цифры, пока невелик. Мы также прекрасно понимаем, что некоторые характеристики цифровых фотоаппаратов ниже, чем у хороших зеркальных фотокамер (к примеру, отсутствие дешевых цифровых фотоаппаратов со съемной оптикой). Если клиент, сравнивая цену на хорошую зеркалку и среднего уровня цифровик, высказывает обиду на то, что он обманут, ему я и говорю – не покупайте цифру. Купите вместо своей оптической мыльницы хорошую зеркалку, найдите ближайший фотомагазин, где вам смогут регулярно и недорого записывать все ваши художества на диск, и работайте! Наслаждайтесь преимуществами цифровой эры, а вместе с тем получайте все блага уходящей оптической!

А между делом – купите цифровик подешевле (около ста долларов), и учитесь пользоваться высокой техникой. Тогда Вы через полгода сможете хорошо и престижно потратиться на цифровой фотоаппарат более высокой ценовой категории и при этом будете пользоваться бесчисленным множеством функций, которые присутствуют в любом, даже самом дешевом, фотоаппарате. Чего стоит одно то, что каждый Ваш снимок имеет четкие параметры, которые Вы можете проанализировать (если Вы учитесь снимать профессионально, а не бездумно) – Вам не надо вспоминать, какую выдержку Вы выставляли и какая диафрагма была – у Вас все записано!

Так что сегодня человек, увлекающийся фотографией, должен иметь как минимум два фотоаппарата: оптический и цифровой.

И, в конечном итоге, важно, чтобы у Вас было желание жить, двигаться, иметь новые впечатления, а значит – фотографировать!

Владимир Панченко