Недавно мне в руки попала фотография, сделанная во время поездки в США. Этого тучного мужчину я сфотографировал одной из улиц Лас-Вегаса, как типичного американского гражданина. Все это было бы смешно, если бы не оборачивалось грустными размышлениями, которыми я и хотел бы с вами поделиться. Поделиться потому, что уверен, что собственную жизнь мы формируем сами, и исправлять допущенные ошибки мы тоже должны сами. Особенно если дело касается будущего… Американский толстяк – это некий символ нации, которая довела себя до такого состояния типично-американским образом жизни. Сегодня нам, славянам, активно навязываются подобные привычки, а они могут со временем обернуться неприятными последствиями. Начну издалека…
В американских фильмах обычно мы видим американцев стройными и симпатичными. Но если вы пройдетесь по улицам Америки, то отметите, насколько разительно отличаются обычные граждане от киногероев. Я имею в виду комплекцию здешнего населения, которая далека от киношных стандартов – половина встречных очень толстые люди. Они постоянно что-нибудь жуют и обычно это любимые необъятные американские бутерброды. Такая культура потребления еды, безусловно, сделала свое дело (за последнее столетие особенно). Если в ресторане за одним столом окажутся американец и европеец, то господин из Европы, привыкший пользоваться ножом и вилкой, будет крайне удивлен тем, что американцы предпочитают мгновенно делать бутерброд из отбивной и разрезанной надвое булочки.
Существует мысль о том, что мы – это то, что мы едим. Давайте разберемся, что и как мы едим? Многие из нас, как в сказке, мечтали бы о «скатерти-самобранке». Потому предприимчивые люди и воплотили в жизнь идею так называемого быстрого питания. Мечта каждого обыкновенного современного работающего и очень занятого гражданина любой страны мира исполнилась. Раскинулись на улицах Парижа, Нью-Йорка, Пекина миллионы местных «скатертей-самобранок» – бистро, закусочных, забегаловок и просто лотков, где можно быстро и недорого перекусить, почти не замедляя бешеного темпа. Ассортимент в разных странах один и тот же: котлета в булочке – гамбургер; сосиска в булке – хот-дог. «Фаст-фуд» – вот как это называется во всем мире, а по-нашему – «быстрая еда».
Фаст-фуд предлагает огромный ассортимент блюд, который удовлетворит вкусы покупателя с любым уровнем платежеспособности. Фаст-фуд теперь продается в ресторанах и на автостоянках, на стадионах и в аэропортах, в зоопарках, средних и начальных школах, университетах, на круизных лайнерах, в поездах и самолетах, на авто заправках и даже в кафетериях больниц. В 1970 году американцы потратили 6 миллиардов долларов на «быструю еду». В 2000 году – 110 миллиардов долларов!!! Сегодня американцы тратят на фаст-фуд денег больше, чем на высшее образование, персональные компьютеры, программное обеспечение или новые автомобили. Они тратят на него больше, чем на фильмы, книги, журналы, газеты, видео и музыку вместе взятые. Процесс покупки «быстрой еды» стал настолько привычным и предсказуемым, что воспринимается уже как чистка зубов или остановка автомобиля на красный свет. Фаст-фуд стал бунтарской силой, многое изменившей в американском образе жизни. Любая национальная кухня может характеризовать страну, быть более разоблачающей, чем искусство или литература. Необыкновенный рост фаст-фуд-индустрии привел к фундаментальным переменам в американском обществе. Но люди должны знать, что именно лежит под яркой упаковкой каждой порции «быстрой еды».
Вспомним, что «Fast-food» как явление зародилось в Соединенных Штатах Америки в начале ХХ века вместе с развитием промышленности, ростом больших городов. Все большее количество американцев усаживалось в автомобили, чтобы побыстрее совершить сделки и заработать побольше денег. Они не хотели терять время даже для того, чтобы выйти из автомобиля и пообедать или поужинать в кругу семьи, тратя драгоценное время на смену блюд и застольные чинные разговоры. Так в сороковых годах 20 века возникла идея ресторана самообслуживания с дружелюбным персоналом, низкими ценами и незатейливым меню, в основе которого – сэндвич, а точнее, гамбургер плюс картофель фри. Официанты обслуживали посетителей в обеденном зале и тех, кто даже не выходил из своих машин, на специально оборудованных для этого площадках. Все вместе очень нравилось посетителям.
Игрушки, воздушные шары, массовики-затейники, веселые праздники и сегодня привлекают детей, которые в свою очередь уговаривают родителей посетить такое хорошее заведение еще и еще. McDonald`s рекламирует свою продукцию как «полезную», хотя в прессе все больше публикаций о том, что это вредная пища.
Недавно кампанию против фаст-фудов в США поддержали врачи американской государственной службы здравоохранения. Они заявляют, что «нарушение культуры питания и связанное с ним ожирение становятся причиной смерти 300 тыс. американцев ежегодно». Примеров подобных судебных разбирательств много. В 2001 году пятидесятилетний американец, один из поколения, выросшего на еде из McDonald`s, подал на компанию иск в суд, обвинив ее в том, что еда из ресторана привела его к ожирению. На суде истец заявил, что, доверяя рекламе, он думал, что пища фаст-фуд не приносит ему вреда, и употреблял ее десятилетиями. Американец в результате весит 123 килограмма, в 1996 и в 1999 году он перенес инфаркты, страдает диабетом и гипертонией. Этот случай один из многих в США.
Производство пищевых добавок этой пищи засекречено, как производство наркотиков. Крупнейшие потребители пищевых добавок – рестораны быстрого питания заинтересованы в том, чтобы посетители не догадывались, что аппетитные запахи из их кухни на самом деле производятся в химических лабораториях, находящихся на другом конце света, и доставляются из-за океана в стеклянных колбах.
О том, что происходит с американцами в результате быстрого питания, мы видим. А что может произойти с нашими детьми при таком отношении к питанию, можно догадываться.
В нашем обществе правила питания прививаются у подрастающего поколения при помощи рекламы и того, как они привыкли питаться в семье. К сожалению, общение с детьми – это то чего вынужденно лишены практически все современные топ менеджеры. У нашей страны есть своя самобытная культура питания, и мы должны ее возрождать и придерживаться тех традиций, которые идут от предков. Без ложного пафоса могу сказать, что мы, взрослые, отвечаем за то, какой вырастет наша молодежь – годной для «шоу толстушек» или похожей на кинозвезд.
Владимир Панченко