Если вы когда-либо увлекались шахматами, то должны помнить один из основных принципов шахматной стратегии, который гласит: «Наличие даже плохого плана в шахматной партии лучше, чем его отсутствие. Но даже отсутствие плана лучше, чем одновременная реализация двух планов!».
В статье «Американская мечта #1», ключевой мыслью было именно то, что вначале необходимо закончить начатое, а затем переходить к новой идее. Новые технологии, которые уверенно внедряются в нашу с вами жизнь, стройными рядами шагают к нам с запада. Но так ли уж все просто обстоит с этим вопросом? Надо ли многие новшества доверчиво принимать, не вредит ли это экономике нашей страны? Известно, что все новшества в экономике, прежде всего должны приводить к повышению производительности труда, что в свою очередь приводит к повышению прибыли. Так и обстояло дело в США до 70-х годов. Но в 70-80-х годах создалась индустрия маркетинга, т.е. экономики, которая базируется не на реально создаваемой продукции, а на имидже этих ценностей. И если вначале это было близко к ценностям, создаваемым обществом, то со временем эта система стала действовать в отрыве: весь фондовый рынок, рынок акций многих компаний, стал является рынком фантомов. Например, компания Майкрософт за считанные годы перегнала по уровню доходов Дженерал моторз, при том, что вторая включает в свою собственность многочисленные заводы и производственные площади, салоны и технику. «Майкрософт», всего этого не имея, вдруг стала способна скупать другие компании, имеющие собственность и производящие реальную продукцию. Это привело к тому, что и реально действующие компании стали «имитировать» деятельность компаний, базирующихся на маркетинговой политике. Происходит развитие так называемой «экономики-фантома».
Именно так и поступает Америка, вкладывая свои и чужие деньги в проекты и продукцию, которая будет востребована лишь через 10 лет. Но известно, что мир денег не безграничен и финансовый оборот нарушается, т.к. происходит утечка из капитала из реальных проектов в те сферы, которые, возможно, когда-нибудь воплотятся в жизнь. Такая вот странная штука! А пока, для того, чтобы вложенные деньги через 10 лет принесли доход, для получения дивидендов уже сегодня, придумывается новый фантом. Если говорить о фотоиндустрии, то таким проектом, например, является мобильный телефон с цифровой камерой. Следовательно, деньги вновь вкладываются в «проект будущего», а сегодняшние бизнес проекты проплачиваются за счет «вложений прошлых лет». Это не мошенничество – это экономика маркетинга! Многие крупные компании США лопаются, как мыльные пузыри, потому что управляются топ-менеджерами, которые заинтересованы не в реально произведенной продукции, а только в росте цен на акции плюс увеличении личных доходов. Для достижения этих целей они идут на любые подлоги и нарушение закона: завышают прибыли, делают фиктивные отчеты, повышают курс акций, создавая видимость роста экономики. «Американская мечта #2» – эта сказочная мечта Иванушки-дурачка, который хочет «лежать на печи, да есть калачи, а все будет делаться само собой»! Праздная жизнь в кредит! Это то, что создала экономика маркетинга для американских обывателей.
До недавнего времени проблемы американской экономики, от которой мы во многом зависим, были для наших граждан абстрактным понятием. Но, для того, чтобы спасти свои сбережения во время «прыжков» доллара, и прогнозировать информацию, необходимо получить объективную информацию о том, какие процессы определяют ситуацию с мировой экономикой и, в частности, с долларом. В США в конце 80-х годов создалась так называемая «новая экономика». Задача, которая перед ней ставилась, – обеспечить норму прибыли в несколько раз больше, чем может обеспечить нормальная, производительная экономика. Во многом она поддерживалась мощнейшей массовой пропагандой и финансовыми механизмами. «Новая экономика» стала раковой опухолью на теле американской экономики. Уровень доходности продолжал «высасывать» дешевый кредит из остальной экономики. Кроме того, предприятия экономики «старой» стали все больше и больше собственных средств вкладывать в переоснащение своих предприятий на основе новых технологий, поскольку были твердо уверены, что это существенно увеличит у них производительность труда. Однако эффекта эти вложения по большому счету не дали, а последующие исследования показали, что рост производительности труда под воздействием новых технологий во многом оказался мифом. Примерно к 2000 году вообще все более стало понятно, что созданная за последние 15 лет «новая экономика» обладает рядом серьезных недостатков. Посудите сами! Во-первых, на ней тяжким грузом висит объем финансовых обязательств, взятых за эти годы на развитие. Во- вторых, темпы ее роста категорически не укладываются в графики, разработанные пять-шесть лет назад. В-третьих, лишь для одного своего существования она продолжает требовать не уменьшающиеся объемы инвестиций. И, наконец, в-четвертых, она не в состоянии существенно увеличить объемы своих продаж конечным потребителям.
Каждому из вас хорошо известна структура потребления продукции гражданами любой страны: подавляющая часть расходов каждой семьи уходит на еду, жилье, одежду и медицину. А для повышения расходов населения на продукцию и услуги «новой экономики» всего на 2% экономистам потребовалось увеличение инвестиций в саму «новую экономику» почти в два раза. В таких условиях большая часть инфраструктуры «новой экономики» тяжким грузом ложится на плечи экономики «старой», поскольку «новая» не может себя окупить, не дает возможности возврата вложенных в нее заемных средств и требует существенных ресурсов на свое содержание. Такой «высокотехнологичный кровосос»! Чтобы эти планы осуществились, для этого США с успехом использует политику давления на экономических партнеров и массовую пропаганду экономических успехов своей страны. «Новая экономика» развивается благодаря тому, что ее первоначальные расходы осуществляются за счет инвесторов, которые рассчитывают получить свою часть колоссальных будущих прибылей. Замечу так же, что стоимость компаний «новой экономики» на фондовом рынке определяется не из баланса текущих доходов и расходов, а с учетом будущей виртуальной прибыли. При этом реальных товаров для населения от «новой экономики» прибавилось очень мало. К тому же основным покупателем услуг «новой экономики» стала она сама. Основным товаром «новой экономики» стала продажа новых механизмов продажи продукции экономики традиционной.
Существует так же еще миф и о небывалой прибыльности «новой экономики». Но фокус в том, что значительная часть компаний «новой экономики» прибыли вообще не получала. Но, как я уже упоминал, для того, чтобы топ-менеджеры, управляющие этими компаниями, получали огромные зарплаты, достигающие десятков и сотен млн. у.е. в год, необходимо проводить еще и махинации с отчетностью.
Скажите, может ли килограмм орехов весить 10 кг? Думаете, не может? Может, если их взвешивать на планете Нептун? Похоже, именно там и составляли свою отчетность, например, компания Enron, чем очень удивила специалистов. Среднегодовые темпы роста компании, судя по отчетности, составляли 57%! Скандал вокруг этой компании и другими ей подобными лопнувшими «монстрами», имеет знаковый характер. То ли это приговор десятилетию 90-х, с его финансовыми пирамидами и рулеточной экономикой? То ли это символ незаметно наступившего виртуального будущего, где все – лишь одна видимость: политики, играющие роль защитников общественного блага; аудиторы, имитирующие финансовую поддержку; регулирующие органы, делающие вид, что осуществляют контроль; статистика прибылей, скрывающая громадные убытки; фондовые аналитики, лукаво убеждающие инвесторов, что их рекомендации бескорыстны и объективны.
К сожалению, накопленные проблемы американской экономики оказались на самом деле намного глубже, чем это представлялось раньше. Они наводят на мысль о явной недооценке степени риска, связанного с вложением средств в американскую экономику, владеющую «искусством иллюзии». Ведь уже известный факт, что в США сумма личных сбережений упала до нулевой отметки. Это произошло благодаря иллюзии так называемого «эффекта богатства населения». Судите сами: психология любого гражданина такова, что если на акции, которыми он владеет (а в США 50% населения владеет акциями) растут в цене, то он чувствуете себя обеспеченным человеком, и у него уже нет нужды откладывать на «черный день». А если учесть, что к тому же государство предоставило возможность дешевого кредита, чем и пользовалось огромное число людей, потому что если ваши доходы растут, то не страшно и влезать в долги! В итоге расходы населения США стали превышать доходы. Но почему я предлагаю обратить внимание на эти факты? Потому что сие означает, что с 2000 года американская экономика вообще не создает ресурсов для своего дальнейшего развития и полностью полагается лишь на внешнее финансирование, то есть на нас с вами.
Браво, иллюзионисты и фокусники от экономики! Если раньше мир полагал, что США имеют избыточное международное финансирование своего дефицита счета текущих операций (прибыли), то теперь выяснилось, что в действительности чистый приток капитала не компенсировал этот дефицит (убыток). Какой ужасный конфуз! Понятно теперь, что во многом американское благосостояние держится на притоке иностранного капитала, компенсирующего недостаток внутренних сбережений. Понятно так же, что между США и остальным миром сложилась своеобразное «разделение труда». Грубо говоря, Америка потребляет то, что производят другие страны, а те, в свою очередь сами же это потребление и финансируют. Думаю, что вы согласитесь так же и с тем, что механизмом привлечения международных капиталов служит завышенный курс доллара. И, чтобы избежать финансового краха, для США важно не допустить существенного оттока капитала из страны! Для этого и создается очередная иллюзия, очередной миф, привлекающие деньги в страну. Или же может произойти перевод экономики на военные рельсы (например, как в случае с войной в Ираке).
Повторю, что мир денег – не безграничен. Поэтому система управления мировыми финансами начала самопроизвольно адаптироваться к сложившейся ситуации. Основной задачей этой адаптации и было возникновение механизма, который позволил бы увеличить денежную долларовую массу. Таким механизмом и стала «новая экономика». Она получила поддержку у населения США, а население других стран получило очередную «морковку», которая питала его надежды на быстрое и бесконфликтное обогащение. Иными словами, «американская мечта» обрела новую почву для развития.Понятно, что невозможно остановить технический прогресс, нужно активно использовать его достижения (чем мы в Украине с успехом занимаемся), но неплохо чаще задумываться и анализировать, куда же ведет тот или иной путь. Ведь мощная страна СССР проложила дорогу в космос и этим пользуется весь мир. А вот справиться потом с бременем расходов, чтобы продолжить победное шествие к новым галактикам, не получилось, потому что страна должна жить по средствам, как и любой человек.
Владимир Панченко