Сегодня можно с уверенностью сказать – «цифровая революция свершилась»! Это подтвердили 80 ежегодная торговая выставка РМА, которая состоялась в столице развлечений всего мира кипучем и живом американском городе Лас-Вегас. Темой этого года был лозунг: «Отпразднуйте прошлое и постройте ваше будущее». Тема этого года соотносится с готовностью американской индустрии перейти к новому циклу развития и роста благодаря внедрению цифровых технологий.
На РМА 2004 встречаются все ведущие компании фотобизнеса для того, чтобы узнать, как другие используют новые возможности в цифровой индустрии для построения будущего своих компаний, и показать собственные достижения. Потребители в непринужденной обстановке могут познакомиться с сотнями экспертов. Благодаря своим более чем 200 образовательным сессиям и более чем 300 докладчикам, РМА 2004 помогает узнать о том, как новшества в этой быстроменяющейся индустрии могут повлиять на бизнес. Ставшие уже традиционными презентации новинок и технологий, а также вся исходящая информация, сопровождающая все мероприятия РМА, превращают его посещение в событие, от которого невозможно отказаться. Хочу поделиться с вами информацией и выводами, которые мне удалось сделать после посещения выставки РМА в 2004 году.
Начну с того, что в этом году все компании представили только цифровую печатную технику, цифровые мини-фотолаборатории, цифровые принтеры. И те компании, которые вовремя не сориентировались или неправильно выбрали стратегию, проиграли. Существует статистика: по результатам исследований организации РМА, объем продаж цифровых камер в 2003 году увеличился на 64% и достиг отметки в 50 млн. штук. Что интересно, Европа каждый год удваивает объем продаж «цифры», и уже обогнала Америку. Впрочем, в Америке уровень роста объема продаж в 2003 году тоже значительно увеличился – на 48%. Соответственно объем продаж аналоговых камер и пленок третий год подряд снижается на 10%. Это говорит о том, что все компании, которые производят пленку и аналоговые камеры, терпят дополнительные убытки. Например, компания Кодак – изобретатель аналогового фотоаппарата, не смогла создать достойный цифровой фотоаппарат. Инициативу перехватили другие компании. И акции Кодака за последний год упали до самой низкой за последние 20 лет отметки, идет сокращение персонала по всему миру. А компания Фуджи создала серию хороших цифровых фотоаппаратов (вдобавок к лучшему на сегодня цифровому минилабу), и наращивает объемы, продолжая производить пленку для оптических фотоаппаратов.
Вторая особенность текущей ситуации в том, что основными игроками на фоторынке становятся не фотофирмы, а компании из компьютерной и электронной промышленности.
Цифровые технологии, ворвавшись в нашу жизнь, стремительно меняют образ и стиль жизни современного человека. На Съезде РМА Вице президент компании Кодак Бернар Массон привел понятную всем аналогию: если 20 лет назад семья имела один телефонный аппарат дома на кухне, тратя на эту услугу определенную сумму в месяц, то спустя 20 лет в доме уже несколько телефонов и тратим мы в три раза больше. Что же случилось? Возросший спрос на общение аналоговая технология не смогла удовлетворить. Сегодня удобен беспроводный телефон, который можно перемещать куда угодно. Теперь в игру вошла цифра: отложенный звонок, переадресация звонка и т.д. – спрос стал расти. Со снимками то же самое. Если задуматься, то делать снимки на пленку гораздо хлопотнее, чем на цифру (хотя потребители к этому привыкли). Нужно купить пленку, сделать фотографию, вернуться в магазин, чтобы проявить и напечатать, и не все еще может удачно получиться. Это как старый дисковый телефон на кухонном столе. Поэтому сегодня на Западе все большим спросом пользуется цифра – быстро, удобно и комфортно.
Стоит отметить, что при этом эмоциональная привязанность людей к фотографии продолжает возрастать. У нас в стране пленка по-прежнему востребована и пользуется спросом. Часто человек считает, что у него полно снимков, но если задуматься, то это не так! Например, за 80 лет жизни семья использует в год 8 пленок (на Западе, а у нас только полпленки) и многим кажется, что у них много фотографий. Но если собрать вместе фотомгновения съемки, то в среднем это всего лишь 4 минуты жизни! Согласитесь, что можно запечатлеть гораздо больше – хотя бы 10 мин. собственной жизни! Далее хранить в виде отпечатанных снимков или на цифровых носителях – как удобно.
Сегодня производством цифровых фотокамер занято довольно много фирм. Это не удивительно, поскольку рынок быстрорастущий и, следовательно, прибыльный. Количество игроков на нем постоянно растет за счет пополнения, как производителей компьютерной техники, так и поставщиков традиционного фотооборудования. И если несколько лет назад убытки терпели компании, которые, выпуская аналоговые камеры, не смогли заняться производством цифровых, то сегодня и компании, выпускающие цифровые фотоаппараты, почувствовали угрозу своему бизнесу. Сейчас началась новая истерия: цифровые камеры будут заменяться мобильными телефонами с цифровыми фотоаппаратами. Фотокамера в телефоне – это то, что сражает наповал сегодня потребителей. Уже сегодня в Японии 80% продаж составляют мобильные телефоны именно с цифровыми фотоаппаратами.
Не вызывает никаких сомнений, что в жизни современного человека мобильный телефон нужен, особенно телефон, обладающий богатым набором полезных функций. В связи с модой на телефоны с фотокамерами, с каждым днем увеличивается и их модельный ряд. Сегодня миниатюрный мобильник, без труда поместившийся у вас в кулаке, может быть и радиоприемником, и музыкальным плеером, и цифровой камерой. В памяти телефона можно сохранить около 60 снимков, сфотографированных с максимальным разрешением 640х480. Правда, пока распечатать фотографии с мобильника невозможно, но и это тоже дело будущего.
Те, кто придумал цифровые технологии, искренне верили, что именно им дано изменить мир к лучшему (попутно положив в карман миллиард-другой долларов). Что-то из вышесказанного у них получилось, покажет время. Но пока речь идет скорее об убытках, чем о миллиардных прибылях, поскольку пока никто из успешных и неуспешных компаний которые начали эту новую технологическую гонку, не получили реальной прибыли (если не считать прибылью нестабильный рост акций). Лучшие из этих компаний пока удерживают часть рынка, с трудом сохраняя лидерство. Большинство же более мелких революционеров – двигателей цифрового будущего – уже обанкротились, осветив мир яркими вспышками своих нововведений. Для компаний, оставшихся в этом бизнесе, победа, казалось, уже была рядом. Но вдруг оказалось, что плодами этой победы будут пользоваться другие. Появляются такие гибриды как Сони-Эриксон. Именно эти компании воплотят мечту основателей массовой фотографии, которая заключается в фразе «Каждому в руки по фотоаппарату!». Еще пару лет разработок, и фотокамеры в мобильных телефонах будут иметь нормальную оптику, достаточно памяти и разрешения для съемки с возможностью последующей печати. Прогресс налицо. Но наряду с этим сегодня серьезно начали обсуждать вопрос о том, как же хранить отснятые кадры. И произошел парадокс – пленку, которую все на Западе перестали уважать, вдруг вспомнили в Японии. Там теперь входят в использование устройства для перевода изображения из цифрового в аналоговое. Это происходит потому, что со временем производители сделали выводы и об издержках цифровых файлов, которые могут быть уничтожены мгновенно из-за порчи диска, или из-за технического прогресса устареет безвозвратно программа для его чтения. А еще желание распечатать памятные кадры существует всегда. Поэтому «цифровая американская мечта» переживает неожиданный поворот.
Почему же статья называется Американская мечта? Потому что в Америке лучше всех в мире могут создавать видимый образ мечты, создать вокруг нее ажиотаж, когда всем одновременно начинает хотеться одного и того же. А почему я поставил «#1»? Потому что будет еще и «#2», и «#3». Потому что после фиаско первой мечты, приходит вторая? Это уже тема следующей статьи.
Владимир Панченко