Однажды в телепрограмме «Очевидец» я посмотрел сюжет о том, что в одном из городков России живет девочка-старушка. По паспорту этой особе было всего 25 лет, а выглядела она на все 55. Только потом, благодаря журналистскому расследованию, выяснилось, что этой женщине на самом деле и было 55 лет, просто в паспорте ей год рождения переправили с 1946 на 1976! Зачем переправили? Оказалось, что сердобольная сотрудница Собеса, поддавшись уговорам, слезам и мольбам самой женщины, пожалела ее и исправила дату. Это уж потом девочка-старушка постаралась привлечь к себе внимание общественности и получить пенсию по инвалидности. Потом я вспомнил, что когда-то читал о том, что на Кавказе одну женщину, которой по паспорту было 120 лет, официально признали одной из старейших жительниц планеты. А позже выяснилось, что во время революции 1917 года ее документы были утеряны, а когда их восстанавливали, добавили лишних 15 лет, вот и получилось 120 лет. Путаница в датах возникает не только в паспортных данных различных граждан, но и в датах рождения городов…

В этом году в честь празднования 229-летия Днепропетровска велось серьезное строительство всей центральной части города. Никто спорить не станет, что красиво стало и на набережной, и в районе Нового центра, и на центральном проспекте, и на вокзальной площади. Оспаривать можно только дату рождения самого города. Согласно документам, точкой отсчета рождения Екатеринослава (для тех, кто не знает: так раньше назывался Днепропетровск) стала дата заложения императрицей Екатериной в далеком 1787 году первого камня в фундамент Спасо-Преображенского собора. В 1887 году Екатеринослав праздновал свое 100-летие. Но уже в 1976 году (через 89 лет после первого столетнего юбилея) Днепропетровск отметил свой 200-летний юбилей! Кто же внес такую путаницу в паспортные данные города? Оказалось, что властям нужна была круглая дата и, посоветовавшись со специалистами, они взяли за основу ближайшую «юбилейную» дату — 1776 год, когда губернатор Азовской губернии В. Чертков подал генерал-губернатору Григорию Потемкину рапорт об утверждении проекта строительства города. Мог ли являться данный факт датой основания города? С точки зрения историков — нет. А так, наверное, мог бы если бы не приезжала с большими почестями принятая императрица в 1789 году для того, чтобы засвидетельствовать для истории основание города. А то ведь после представления проекта города могло и не быть, потому что предполагалось город строить совсем не там, где он есть сейчас. Мало ли бывает проектов? Но с властями спорить непросто, да и не безопасно, особенно тогда, в 1976 году. Историки и не стали спорить. Но позже все же профессиональная гордость не позволила умалчивать факт «подтасовки» даты. Более того, сегодня историки утверждают, что центром старого Екатеринослава было местечко Новый Кодак, которое упоминается в летописях еще с 1650 года.

Вы можете спросить: «А какая разница и кому это нужно?» Нужно и нам, и нашим детям — мы должны знать свои корни и своих предков. А еще — справедливости ради. Новый Кодак был очень удачно расположен стратегически, здесь находилась переправа через Днепр, и город носил пограничный характер. Именно на территории нынешнего Днепропетровска и пригородов природа создала уникальные условия для сдерживания любых передвижений людей — и гражданских, и военных. Казаческие паланки (военные формирования) и в устьях рек Самары и Орели, и на порогах, которые начинались в районе Южного моста, и непосредственно в Кодаке, были сильными и многочисленными. Здесь со временем стали селиться семейные казаки Войска запорожского. Здесь же была сооружена крепость с валами и тремя башнями, которая неоднократно упоминается во время боевых действий русско-турецкой войны. Известно, что у нас, славян, самым первым зданием, которое появляется в населенном пункте, всегда была церковь. Так вот, упоминание о сооружении храма в Новых Кодаках относится еще к 1650 году. А в 1754 году здесь было около 500 дворов, а численность населения достигала 3 тысяч. При этом общая численность населения на этой территории достигала 20 тысяч. Сравнивая эту цифру с численностью многих существовавших в то время городов и военных поселений, можно увидеть, что это много, хотя это не был крупный мегаполис того времени. Но, учитывая приграничное положение города, прирост населения и не должен быть очень большим. И для новой российской власти такое количество жителей было вполне достаточным, чтобы город-крепость назначить административным центром губернии и на его основе создать новый населенный пункт — Екатеринослав. Причем, в этом случае, учитывая негативное отношение Екатерины к казачеству (напомню, что именно она печально известна как правитель, который уничтожил Запорожскую военную республику — Сечь), название нового города не могло совпадать с названием поселения, на месте которого оно строилось. Кстати — это общеизвестный факт не только из нашей, но и из мировой истории: когда победители — а именно такими и были русские императоры по отношению к казачеству — называют побежденные города своими именами.

К сожалению, Днепропетровск по-прежнему остается без обоснованной с научной точки зрения даты рождения. На данный момент существуют две основные теории о происхождении города. Первая — от Нового Кодака, где теперь находятся знаменитые заводы: металлургический завод им. Петровского, трубопрокатный завод им. Ленина, ДЭЗ, Днепротяжмаш и т. д. Вторая — от первого камня, заложенного Екатериной: от Спасо-Преображенского собора. Но ведь камень-то заложили не «в чистом поле»! Здесь жили побежденные казаки со своими семьями. На основе уже существующих поселений после разгрома армии Пугачева в 1775 году исчезла последняя угроза смены романовской династии в Российской империи, и можно было уничтожить воинские формирования Сечи и создавать новое административно-территориальное устройство территории. Поэтому царским указом от 30 апреля 1783 года было создано Екатеринославское наместничество во главе с князем Григорием Потемкиным. В документах есть такая запись: «Екатеринослав — вновь учреждаемый город из местечка Новым Кодаком называемого…» Сказано — сделано.

История — наука интересная, и самое важное в ней то, что мы всегда пытаемся на основе полученных фактов найти подтверждения и следы прошлого в тех местах, где живем. Если вы интересуетесь историей Днепропетровска, то вам не безынтересно будет узнать, что когда-то местечко Кодаки было обнесено рвом и земляным валом, место которого можно обозначить в пределах современного города. Вал проходил вдоль берега Днепра между современны­ми улицами Тарана и Погорелой, потом — по улице Курочкина, по улицам Союзной и Сибирской, и вновь выходил на улицу Тарана. Для тех, кому названия улиц ничего не говорят, напомню, что это в районе заводов им. Петровского и им. Ленина. Для тех, кто живет в Кодаках, интересно узнать также, что на перекрестках улиц Жовтенят и Курочкина, Алеутской и Сибирской можно отыскать место расположения двух сторожевых башен. Несмотря на то, что со временем Новый Кодак был перестроен, известно, что в прежние времена в нем кипела жизнь, существенной составляющей которой была торговля. Здесь проходили ярмарки, сюда стремились купцы, здесь население стремительно увеличивалось. А в Екатеринославе то есть уже на территории верхнего города в районе, протянувшемся тогда от современного Оперного театра до нынешнего исторического музея и парка им. Шевченко, дела обстояли по-другому. Несмотря на царский указ о строительстве города, население там оставалось малочисленным, что было недопустимо для губернского центра. Поэтому в 1795 году Новый Кодак официально присоединили к Екатеринославу и именно сюда перенесли и ярмарки, и торговлю, а жителей Кодака стали записывать в купцы и жители нового губернского города. Какая-то часть населения уехала в другие земли, а другая приняла новые правила игры, следуя народной мудрости: «Пусть хоть горшком назовут, лишь бы в печь не сажали!» Именно так и начина­лась история нашего города, население которого стало постепенно увеличиваться. Хотя до 1813 года, пока шла война с Наполеоном, реального развития город не получил. Да и нынешняя промышленная слава города создана уже во второй половине XIX-го века. Тогда была построена и любимая современными горожанами центральная часть города — нынешний проспект Карла Маркса. Но, несмотря на давность лет, сохранились старые названия прежних поселений, которые корнями уходят в глубь столетий. Можно, например, вспомнить и о том, что кроме Новых и Старых Кодак, сегодня на территории города и его окрестностей можно найти названия   нескольких   бывших   казацких слобод, названия которых сохранились и до наших дней: Лоц-Каменка, Мандрыковка, Диевка, Сухачевка, Таромское, Обуховка, Одинковка.

Не стану загружать вас историческими фактами, изобилующими именами и фамилиями людей, составивших славу Старого и Нового Кодака, которые свидетельствуют о том, что история города началась значительно раньше 1787 года, который считается официальным днем рождения Екатеринослава (1776 год я не упоминаю, смотри начало статьи). Если заинтересуетесь, найдите книгу днепропетровского историка В. Старостина — потрясающе интересно.

И не в размерах начального поселения дело. Есть знаменитая Женева, которая начиналась с нескольких дворов. И Москва была деревней.

Я просто хочу напомнить о том, что если Кодак упоминается в исторических летописях с 1650 года, то речь идет о более ранней дате — не более! И историю города надо изучать с этого известного момента. А споры о том, кто важнее для истории города — казаки или императрица Екатерина, не имеют отношения к дате его основания. Это к вопросу о значимости — его нужно обсуждать отдельно. Ведь порой очень древние страны могут быть нищими и Богом забытыми, а созданные около 200 лет назад США — мировым лидером.

Конечно, кому-то греет душу то, что город начинался раньше, и что мы можем считаться потомками казаков. А кто-то гордится тем, что Екатерина была победительницей, ее военачальники и ее государственная политика оказались сильнее.

Но теперь нам доступно европейское понимание хода жизни (кто бы кого ни завоевывал, и кто бы ни жил на какой-то территории — это и не плохо, и не хорошо). Это и есть история. И более ранний факт просто означает более ранние события, а более поздний — то, что происходило позже. В истории каждый может выбирать для себя тот период, который милее, но нельзя для этого менять саму историю.

Поэтому логично будет вести летоисчисление нашего города именно с 1650 года. И Днепропетровск в этом году отпраздновал не 229-летие, а 355-летие. Это и будет правдой до тех пор, пока не появились другие, более ранние упоминания о людях, живших на этой территории…

Владимир Панченко