С тех самых пор, как более ста лет назад американец Джордж Истман изобрел первый фотоаппарат – «мыльницу», это устройство стало доступным многим семья по ту сторону Атлантики и в фотоальбомах обычных граждан появились фотографии, отражающие их жизнь и их быт. Сравнивая групповые портреты, сделанные более 50-и лет назад в Украине и в Америке, я обнаружил интересную особенность: семейные портреты, на которых изображена большая семья – это портреты оттуда, а у нас – чаще всего – муж и жена или мужчина в военной форме. Неужели у нас было меньше детей в семьях? Да нет, просто в то время советские фотографы в студиях запечатлевали людей только по специальному случаю – свадьба или возвращение с войны. Прошло время, и сегодня мы опять видим многодетные семьи на современных фотографиях жителей Запада и одного-двух детей на наших семейных фото. Только причина другая – теперь у нас реально такие семьи. Дети стали редкостью. Причина, которую выдвигают социологи – тяжелое материальное положение у населения.
Отчасти это действительно так, ведь для того чтобы хотя бы физически содержать одного ребенка, необходимо в месяц не менее 300 гривен. Не говоря уже о затратах на обучение и развитие. Большинство современных славян четко знает – ребенка нужно «поднять» – то есть дать ему все чего достигли или не сумели достичь родители. Поэтому при планировании семьи учитывается, сколько необходимо потратить на то, чтобы ребенок получил настоящую путевку в жизнь. Есть еще одно «но» – современные образованные люди заинтересованы сделать карьеру и жить в свое удовольствие, не обременяя себя заботами о детях. Многодетная славянская семья ассоциируется в сознании наших соотечественников с замученной необразованной матерью в кругу грязных детей и в непосредственной близости от полупьяного мужа. «Что с них взять – нечего им делать кроме как детей рожать», – считают многие мужчины и женщины.
Но так ли было в начале недалекого двадцатого века? Определялось ли количество детей у нас и в Америке уровнем достатка семьи или уровнем интеллекта родителей? Как выяснилось, на уровень рождаемости вышеуказанные причины не влияют.
В былые времена национальная культура и традиция заставляла мужчин и женщин идти на личные ограничения ради того, чтобы у их детей было много братьев и сестер. В Америке 30-х годов в семье нормой считалось иметь пять или даже восемь детей, а знаменитый «беби-бум» 50-х годов только наполовину повторял уровень рождаемости предыдущего поколения. Важно отметить, что Америка, в отличие от Европы (к которой Украина по отношению к рождению детей на 100% относится), и сегодня отличается тем, что 3-4 ребенка в семье считается нормой. В Украине, к сожалению, дело обстоит по-другому. В семье обычно не более одного ребенка, появилось множество бездетных семей. Современное общество диктует свои условия, возможно культивируя эгоизм и, несомненно, воспитывая эгоистов – каждый сам за себя!
Есть одна банальная притча: один старый человек, умирая, позвал своих сыновей для последнего наставления и попросил принести веник. Когда веник принесли, старик велел каждому сыну по очереди сломать этот веник. Сыновья очень старались, но ничего не вышло. Тогда старик приказал развязать веник и разделить его на отдельные прутья. Каждый прут было сломать очень легко. Старик произнес: «Вот так может быть и с вами. До тех пор, пока вы вместе, вас никто не сломит. Но по одиночке вы такие же хрупкие, как прутья этого веника! Держитесь вместе – и вам никто не страшен».
У большой семьи больше плюсов, чем минусов, ведь тем, у кого есть поддержка близких родственников, многие жизненные невзгоды будут не страшны. Судьба может сложиться по-разному: муж или жена могут уйти, а брат или сестра останутся навсегда – и им всегда можно довериться, найти у них поддержку в трудную минуту. Наши дедушки и бабушки умели создавать большие семьи, и для этого не нужно было запрещать аборты.
Трудности, которые рисуются сегодняшним родителям при мысли даже о троих детях, на практике оказываются легко преодолимыми.
В последние годы многодетные семьи «вышли из моды», и не только по финансовым соображениям. Существует мнение, что одному малышу психологически комфортнее: у него нет повода для ревности, мама с папой уделяют ему больше времени. Да и самим родителям гораздо проще дать образование одному ребенку «вывести его в люди», обеспечить материальную и духовную базу для его дальнейшей жизни. Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Важный аргумент в пользу семьи, где несколько детей в том, что условия многодетной семьи позволяют детям развиваться в условиях здоровой конкуренции. А если кто-то из них «выбивается в люди», то начинает помогать своим родным встать на ноги.
Конечно, у родителей, имеющих много детей, нет возможности уделять много времени каждому ребенку, но в таких семьях это не всегда и требуется. Дети быстрее развиваются, подражая “себе подобным”, то есть старшим братьям и сестрам: им легче до них дотянуться, с ними проще находить общий язык. Кроме того, имея рядом старших сестру или брата, малыш чувствует себя более защищенным, а старшие дети, опекая младших, учатся самостоятельности, обретают уверенность в своих силах. Если разница в возрасте у братьев и сестер невелика, то они с удовольствием и взаимной пользой играют вместе. Такие игры дают объемное представление о мире. Разновозрастных детей увлекают игры, в которых одни играют роль учеников (а заодно и действительно учатся), а другие пробуют себя в новой взрослой роли. Когда-то я беседовал с одной многодетной матерью, которая сказала, что она усиленно занимались только с первенцем. Дальше же дети учились по эстафете – от больших к маленьким.
Единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно – в силу возраста – относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном внуке. И кажется, чего же плохого в том, что ребенок всегда под присмотром и несколько пар заботливых рук в любой момент могут прийти к нему на помощь? Однако все хорошо в меру. Довольно быстро наступает момент, когда ваш ребенок начинает жаждать самостоятельности. И, хотя взрослые понимают, что уже пора бы ему дать чуть больше свободы, им все же трудно удержаться от излишней опеки. Тревога взрослых передается ребенку, и такая гиперопека нередко порождает у него страхи, которые мешают ему чувствовать уверенность в своих действиях. Дети из многодетных семей, как правило, с подобной проблемой не сталкиваются, поскольку гиперопека троих и более детей практически невозможна. То есть с точки зрения конкурентоспособности (теперь уже вполне семейное слово) ребенок из большой семьи гораздо сильнее.
Единственный ребенок обычно безынициативен. Он проигрывает по сравнению со своими сверстниками из больших семей. Преодоление трудностей в большом коллективе подталкивает ребенка к цели, и он добивается в жизни многого.
И еще. В многодетных семьях меньше вероятность вырастить эгоиста. Там сама жизнь не дает матери возможности сильно избаловать детей: старшие вынуждены опекать младших, приходится как-то распределять домашние обязанности – иначе просто не справиться с хозяйством. Конечно, есть опасность чрезмерно перегрузить детей взрослыми обязанностями, но при разумном распределении нагрузки она очень даже полезна. У детей постепенно вырабатывается чувство ответственности, без которого трудно добиться успеха. Прежде всего – они привыкают к труду.
В подростковом возрасте – а именно он и является самым трудным – мнение сверстников, старших друзей, братьев зачастую становится для ребенка гораздо важнее мнения родителей. И в этой ситуации старшие братья будут прививать младшим те же навыки, которые старшим уже привили родители.
А еще для младших детей старшие братья-подростки – яркий пример для подражания и предмет доверия. Часто к психологу на консультацию приходят родители подростков с одной и той же проблемой: «Наш ребенок совсем от рук отбился, скажите, как на него повлиять?» И ответить на такой вопрос порой бывает очень непросто, особенно если родители подросшего ребенка много работают и воспитывают свое чадо урывками, «в свободное от работы время». Дедушки и бабушки, скорее всего, не помогут, ведь они, как правило, кажутся подростку еще более «дремучими», чем родители. Старшие братья и сестры – это как раз те «рычаги влияния», которых катастрофически недостает одинокому подростку. Им уже не бросишь упрек в «непонимании молодежи», ведь ребенок с детства привык тянуться за ними, подражать им. Они гораздо лучше знают ситуацию во дворе или в школе, им проще проникнуть в замкнутый мирок брата или сестры подростка, проще развенчать его новых «кумиров». А если понадобится, и разобраться с ними по-свойски, чего не умеют делать родители. Впрочем, это же делает, если нет братьев, пресловутая улица. И как правило эффект не тот, которого мы ожидали.
Известно, что современные подростки часто жалуются на одиночество. В многодетной семье такое, как правило, невозможно. Там дети чувствуют себя в большей эмоциональной безопасности, им легче найти утешение и помощь в семье, а не на стороне. С годами потребность в помощи близких нисколько не уменьшается. Поступление в институт, устройство на работу, решение разных бытовых проблем типа ремонта квартиры или постройки дачи – все это в наших условиях требует помощи близких, и чем больше их у нас, тем комфортнее, в конечном счете, наша жизнь.
Большая семья также сохраняет культуру нации лучше, чем небольшие семьи, зацикленные на себе. К счастью, в нашем обществе все еще актуальна пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!». А еще лучше – родных, – добавлю я от себя. В большой семье больше Любви. Еще одно: иногда считают, что природа более щедро одаряет именно первенцев. Но история человечества опровергала это. Например, великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье, немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен – седьмым, испанский классик Сервантес – четвертым, Чехов – третьим. Так что – делайте выводы!
Владимир Панченко