Всемирная ярмарка «Фотокина» – крупнейшая в мире выставка достижений фото-видео-телеиндустрии, которая раз в два года проходит в городе Кёльне (Германия). Не удивительно, что она уже давно стала постоянным местом встречи известных фотографов, режиссеров, телепродюсеров, дилеров. В выставке принимают участие более 1000 компаний из 46 стран мира. В среднем экспозицию посещают более 130 тысяч человек из 140 стран мира. Ещё несколько лет назад, когда специалисты хотели увидеть только-только появившиеся на рынке новейшие жидкокристаллические матрицы, плазменные мониторы, цифровые проекторы, интернет-приложения или мобильные телефоны, за этим они ехали совсем не на ФОТОКИНА в Кёльн. Для этого существует CEBIT в Ганновере и другие выставки. Но в этом году всё изменилось, потому что все это теперь представлено именно здесь.
Скоро каждый второй будет ходить c камерой-телефоном в кармане. Но это случилось не совсем так, как мы себе представляли. Мы и в мечтах себе представить не могли, что фотокамера станет частью мобильного телефона. И когда люди говорили о фотоальбомах, они вовсе не имели в виду коллекцию снимков в Интернете, которые они могли бы просматривать, отправлять на электронный адрес или пересылать куда-то для печати с помощью всё того же мобильного телефона. Благодаря развитию цифровых технологий, Интернету и мобильным телефонам снимки стали способом общения. А общение, то есть коммуникация – это уже дело не маленьких фотомагазинов, а телефонных компаний-гигантов и гигантов электроники. И теперь только дело времени — переход большинства потребителей в объятия этих великанов.
Стратегический спор – «кто кого», между фотосетями с одной стороны, и сетями электроники, телекоммуникационными компаниями и большими гипермаркетами с другой, пожалуй, закончен в пользу последних. Остается только дождаться того, как это будет называться: то ли фотовыставка – раздел выставки по электронике, то ли на самой фотовыставке будут представлять достижения компаний – производителей компьютеров, электроники и программного обеспечения? А закончились мои стратегические рассуждения о путях развития любимой фотоотрасли, когда я перед отъездом домой стоял спиной к центральному вокзалу Кёльна, а лицом — к кафедральному собору. Я вспомнил о том, что истории в Кёльне, как и технологии, очень много.
В Кёльн необходимо ездить не только потому, что там – выставки. В этот старинный город желательно ездить христианам так же, как и в Иерусалим – поклониться мощам трех людей, которые первыми пришли к Иисусу Христу и Деве Марии сразу после его рождения. В преддверии Рождества – то есть годовщины рождения Иисуса Христа – очень хочу поделиться с читателями интересной информацией. Конечно, многие современные люди не достаточно хорошо понимают, что такого особенного в этом событии через неделю после Нового Года, а уж тем более не особенно помнят историю с волхвами. Согласно Евангелию от Матфея «… пришли в Иерусалим Волхвы с Востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели Звезду его на востоке и пришли поклониться ему».
Поскольку я люблю изучать историю и докапываться до истины тех или иных событий, я начну с вопроса: кто же такие эти волхвы? Давайте порассуждаем вместе. В Русской Библии говорится что волхвы – это маги. А в Евангелиях от Марка и Иоанна вообще ни слова не сказано о волхвах. В Евангелии от Луки вместо волхвов упоминается о пастухах, пришедших поклониться Христу. Так их и изображают и на рождественских открытках, и в католических церквях. Мода на такое изображение Рождества пришла уже и в православную церковь (в Печерской Лавре в Киеве недавно соорудили целую скульптурную композицию, рассказывающую об этом событии).
Однако в самом центре Кёльна возвышается один из самых больших и самых красивых готических соборов мира, который рассказывает несколько иную историю. Вид собора вызывает смешанное ощущение величия, мрачности и скорби, и не случайно – потому что единственная цель, с которой сооружён Кёльнский собор, то, чему он был посвящён, заключается в том, чтобы увековечить память о волхвах, которые первыми пришли поклониться родившемуся Сыну Божьему. Попросту говоря, весь собор — это огромная усыпальница.
Мощи волхвов положили в гроб (или по церковному «Ковчег»), украшенный золотом и драгоценными камнями, поставили посреди храма на постаменте и до сих пор чтят память об этих великих людях. Гроб этот называется «Ковчег Трех Магов», а праздник назвали «Heiligen Drei Konige».Если кто-то немного знает немецкий, то поймёт, что переводится название этого ежегодного события как день «трех святых царей». Тот, кто внимательно читал, что я писал чуть выше в этой статье, задаст недоуменный вопрос: при чем здесь цари? Ведь поклоняться Иисусу пришли пастухи-волхвы! На самом деле такие вопросы возникают не только у вас, а у всех, кто интересуется историей по-настоящему. Дело в том, что и Герб Кёльна до сих пор содержит три царских короны. Событие перенесения мощей Трёх Святых Царей в этот город было и остается главным событием в истории города.
Но современные немцы, хорошо зная о существовании религиозной даты Трех Святых Царей, почему-то с трудом вспоминают о чём идёт речь. «Кажется, два белых и один африканец подносили дары родившемуся Иисусу Христу», – говорят они. «При чем здесь африканец?» – еще более недоуменно спросите вы.
Но среди позднесредневековых картин на тему Рождества есть даже и такие изображения. Есть изображение знаменитой сцены поклонения волхвов и на витражах 12 века, установленных в самом Кельнском соборе. Там возле Девы Марии с маленьким Иисусом на руках изображены два человека в царских коронах и один без нее. Но самое необычное для современного человека, что один из этих людей – белая женщина! Так мы перешли к оригиналу известной истории: три пастуха – два белых и один чернокожий царь, а точнее – два царя и царица. Самое интересное что имена пастухов неизвестны, а имена царей известны. И если спросить об этом служителя Кельнского собора, то он вежливо скажет – Царь Балтасар, царица Мельхиор и царь Гаспар. Нужно, правда, отметить, что Гаспар изображен на всех средневековых картинах и витражах без короны и отдельно от двух других царских особ, поэтому считается, что он не царь, а военачальник.
То, что Кёльнский собор (или как его еще называют Кёльнский Дом) – это усыпальница трех великих царей, не написано ни в одном путеводителе города. Нет этого и в буклетах в соборе.
Служители собора нехотя расскажут об этом, если придти в собор со знающим человеком, например, как это сделал я – с профессором философии. А так – никто не скажет ничего. И ходят толпами туристы (в основном посетители и участники многочисленных Кёльнских выставок), восхищаются конструкцией и мощью Кёльнского собора, а потом отправляются в Альтштадт – то есть старый город в ста метрах от Дома – выпить пива, вернее, простите, кёльша (пиво у кёльнцев называется по имени города), закусывая его вкусными сосисками или поджаренными колбасками. А мощи царя с царицей и военачальником Гаспаром, которые первыми пришли поклониться Иисусу, ждут, когда же люди вспомнят о них. Вот такая история с географией.
В небольшой газетной статье сложно привести все научные объяснения того, почему реальная история о таком событии настолько отличается от общеизвестной библейской версии. Я упомяну ещё только о том, что цари пришли поздравить Деву Марию с тех территорий, которые сегодня называются славянскими землями. А гербы большинства западных городов до средины XVIII века содержали полумесяц, как и многие церкви в Украине и России сохранили до сих пор. Профессор Габель показывал мне эти полумесяцы, которые до сих пор украшают каждую церковь в Европе. Правда, они теперь изображены в виде флюгеров-петушков или корабликов, в отличие от нормальных полумесяцев над православными храмами. Но на старых изображениях даже XIX века это все же были полумесяцы.
Но об этом, если читателям будет интересно, в следующий раз…