Вы можете со мной согласиться или не согласиться, но я думаю, что со временем вместо кисти и красок человек станет использовать электронную кисточку, которой будет рисовать на мониторе, а потом распечатывать свои работы на холсте или на чём угодно.

У индейцев есть такое выражение — «выиграть жизнь». Выиграть жизнь — это значит не дать себя опутать меркантильной суетой и надуманными ценностями современного общества. Никакие материальные и технологические ценности не могут заменить радость творчества и радость общения с друзьями.

Еще пару лет назад наша фотографическая жизнь в Днепропетровске протекала размеренно и неспешно, сегодня все отмечают возросший интерес к фотографии и фотопроектам в нашем городе. Одним из первых проектов, который в музее «Литературное Приднепровье» представил я со своими коллегами, была выставка фотографии «Человек планеты» знаменитого путешественника Федора Конюхова. Прошло всего два года, и теперь Литературный музей стал культовым местом для интересных фотопроектов многих организаторов. Гости города из Москвы, Парижа, Лондона и Берлина с удивлением отмечают, что подобные площадки — мечта любого крупного культурного центра, а в Днепропетровске она уже есть. Мне бывает очень радостно слышать подобные отзывы, потому что все фотопроекты в разных городах Украины, которые проводим мы (а их ежегодно бывает до десяти), создаются для улучшения качества жизни, которое напрямую зависит от качества нашего общения. Именно для того, чтобы у людей была возможность общения и обмена мнениями, мы и устраиваем фотовыставки.

Мне часто задают вопрос: «Зачем Вам все это нужно, ведь это затраты. Вы только вкладываете средства и ничего не получаете взамен?». Я отвечаю: «С точки зрения материальной — действительно ничего. Но, как говорят индейцы, я выигрываю жизнь». Совсем недавно мы устраивали фотовыставку в Киевской «Галерее-36» на Андреевском спуске. Там присутствовало множество интереснейших людей, которым было радостно общаться друг с другом в неформальной обстановке. В беседе с известными художниками и музыкантами посол Чехии, посол Эстонии и представитель Российского посольства могли говорить не о делах политических, а о творчестве Булгакова, которым так напитан Андреевский спуск, и о живописи. Такие разговоры — это именно то, что входит в понятие «качество жизни».

Мы собираем на наших выставках людей творческих. Понятие «творческая личность» относится не только к профессиональной деятельности человека, но и к его миропониманию, его взаимоотношениям с окружающим миром. Настоящий художник всегда находится в творческом поиске — это и отличает его от остальных. Именно таких художников в фотографии мне интересно представлять другим людям. Творчество идет и с другой стороны — со стороны зрителя: в тот момент, когда он анализирует увиденное. Ведь что важно в искусстве — гармония и эстетическое равновесие! А какими художественными средствами вы это сумели выразить — уже неважно. Важен результат и те образы, которые возникли у зрителей. Конечно, фотография — неживопись и не графика, она более технократична. Но нет человека, который не согласился быстем, что самое главное здесь не техника, а душа художника. Сейчас много споров возникает вокруг цифровой фотографии и цифровой обработки снимков — ее не считают художественной. Я в свое время намеревался провести отдельно от выставок традиционной фотографии выставку фоторабот с максимальным применением цифровой обработки. И я доказывал фотографам, что надо удержать фотографию от проникновения техники, сохранить ее первозданную чистоту. Но здесь, как ни крути, не остановишь движения технического прогресса: когда-то человеку необходимо было умение скакать на лошади, сегодня важно умение управлять автомобилем. Что-то уходит, что-то появляется. Вначале новшество существует отдельно, а потом органично вплетается в нашу жизнь. Фотоаппарат сам по себе значения не имеет — как говорят, «хоть валенком с дыркой» щелкай! Главное — понимать, какой цели ты хочешь достичь в своем снимке. При помощи фотоаппарата фотограф готовит материал для последующего творчества. Как художник берет (или изобретает) лучшие для своего времени краски и ищет подходящее полотно, так и фотографа с компьютером можно сравнить с художником, который работает в мастерской по эскизам. Компьютер дает радость эксперимента, много простора для импровизации. Вы можете со мной согласиться или не согласиться, но я думаю, что со временем вместо кисти и красок человек станет использовать электронную кисточку, которой будет рисовать на мониторе. Правая рука ведет контур, а левая рука или даже нога переключает на необходимый цвет. Прощай, химия! Потом можно распечатывать свои работы на холсте или на стекле, или на чём угодно. Но все же самое важное, что кистью, «мышкой» или объективом фотокамеры управляют душа и мысль художника. Техника — лишь послушный инструмент. Поэтому когда говорят: «Да на компьютере любой дилетант нарисует и обработает!» — не верьте! Потому что главное — то, что в голове у того, кто творит. А с помощью каких средств он это делает, уже как бы и не важно. Если результат интересный, значит, и идея была не примитивной, есть логика и образ.

Один из наших друзей и гостей выставок французский культурный атташе Марк Саньоль назвал фотоаппарат «инструментом для работы ума». Я поддерживаю его точку зрения. Для того, чтобы «работа ума» подпитывалась общением с профессионалами и единомышленниками, мы создали фотоклуб — неформальное объединение, где людям, увлеченным фотографией, интересно бывать вместе. Это место, где собираются единомышленники и друзья. Фотоклуб — это новые знакомства, приятные впечатления, новизна ощущений, эмоции и обретенная дружба. Надеюсь, что он станет веселым и гостеприимным, и каждый час общения будет приносить что-то новое для окружающих, ведь фантазия коллективного творчества поистине безгранична. Повторю, что качество нашей жизни зависит от качества общения. А французы по этому поводу говорят: «Время, проведенное с друзьями, не засчитывается в возраст!» Селяви!