Во время работы в жюри фотоконкурса «Энергия жизни» у меня возник спор с одним фотохудожником, во время отбора работ для награждения. На фотографии был изображен запорожский казак на коне. Мнение моего оппонента было таково — «отсутствие казацкой души». «Это же лубочная картинка, а не художественное фото», — такое мнение высказали и остальные члены жюри. Через какое-то время я попал на казаческий фестиваль на Хортице и увидел этих же всадников вживую. И я еще раз убедился в том, что фотограф, приславший работу на конкурс, не просто погнался за ярким снимком, он действительно почувствовал в казаках, скачущих на потных лошадях и разбрасывающих пыль и песок, дух и душу казацкую. И передал это зрителю, то есть мне. И я задумался, а что же такое «казацкая душа»?

Сегодня много говорят о том, какими были казаки на самом деле, а историей происхождения казачества занимались и занимаются ученые у нас и за рубежом. Есть в этой теме много непонятного, и чтобы к правильному пониманию хоть как-то приблизиться, нужно проявлять любопытство и постоянство в изучении истории, а не только доверять школьным учебникам.

На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая из них может быть названа «казенной», или имперской, и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь крестьяне и холопы и создали, по мнению авторов этой теории, к середине XVI в. особую организацию — «казачество», постоянно подпитываемую новыми потоками крестьян. Приверженцы второй теории считают казаков особой национальностью, возникшей еще в начале нашей эры от смешения туранских, скифских, славянских, аланских и прочих племен, говоривших на славянских языках.

Кроме этого, существуют и другие мнения: одни предполагают, что казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях, другие возводит казачество к крестившимся половцам, превратившимся в служилое сословие. Третьи ученые считают, что казачество принадлежит к самостоятельной этнической группе. Четвертые считали казаков жителями городов, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни.

Особой точки зрения на происхождение казачества придерживались профессор В. Б. Антонович и самый крупный и авторитетный историк кубанского казачества Ф. А. Щербина. Они связывали происхождение казачества с древнерусскими вечевыми общинами, потому что жажда свободы и стремление к народоправству были прямым наследием вечевых порядков.

А. С. Пушкин, который известен как поэт и писатель, тоже интересовался происхождением казачества и считал казачество частью русского народа, развившей свою самобытность: «Казаки — не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей», — писал он. Однако, отдавая должное таланту гениального поэта, необходимо отметить, что, занимаясь историческими исследованиями, он был под личным контролем царя и высказывал мнение царского двора, а не историческую правду. Есть также очень интересная версия о том, что казаки-это остатки войск великой тюрко-славянской империи, простиравшейся от дальнего востока до Ла-Манша. Эти войска после развала империи в 14 веке образовали самостоятельные военные государства или влились в регулярные войска вновь образованных государств или княжеств по всей Европе.

Версий множество, но никто из исследователей не сомневается, что казачество было единым населением с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой. Польский хроникер Мартин Вельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в начале XVI в., писал о том, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни. Но как выделилось и почему?

Нужно помнить, что быт, культура, идеология, уклад, поведение, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных на рядом расположенных гражданских территориях, причем везде, а не только на территории Украины.

Казаки всегда считались бессемейными удальцами. При всех своих различиях, практически каждая из вышеупомянутых теорий и гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от всего остального русского и украинского населения и общность между собой. Донские, запорожские, яицкие, терские казаки считали себя единым сообществом еще в 15-16 веках, противопоставляя себя остальному населению. Казаки почитались за храбрый и сильный и высокоорганизованный народ. Исследователи сходятся во мнении, что такая социальная группа не могла сформироваться из беглых воров и разбойников. Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил, необходимость в которых исчезла в 18 веке после начала формирования во всей Европе иного рода армии — регулярной, которая находилась на полном обеспечении у государства, в отличие от рыцарского варианта, когда войско в перерывах между войнами от государства не зависит. Про казаков говорили, что они рождались в седле, во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию, а военный флот, с которым казаки брали Константинополь и другие приморские города, у российской империи появился только через 50-100 лет. Во времена наполеоновской войны казаки стали удивлением Европы. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.

«Для того казак родится, чтоб на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка. Упоминания о казачестве уходят корнями еще в 14 век. Истоки происхождения казачества многие исследователи обнаруживали в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов: скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Даже в самом происхождении слова («казак» или «козак») нет единодушия: то ли от турецкого «каз» (т. е. гусь), то ли от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах»(рубеж)? Венгры считают корень «Гус» основой названия (от венгерского huz — то есть десять — от способа военной организации). Отсюда — гусары, хазары, казаки.

Наиболее распространенной точкой зрения является та, что первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. По данным 17-18 веков среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. У нас в Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью, а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. А первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. Происхождение некоторых кавказских народов местными исследователями тоже относится к казачеству.

Очевидно то, что казаки — это воины и защитники. И другого дела они не знали. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Чем питались? Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство – и только! Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Война играла огромную роль в жизни казачьих общин, ведь одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча. То есть запрет на гражданские виды деятельности вполне естественно выглядит как защита боевого духа воинов. Вспомним, во что превратился в армии пресловутый стройбат!

Если углублятся в изучение исторических фактов, то стоит вспомнить, что первоначально жизнь казаков строились по принципу независимых государств, имевших не одного противника. Москва и Казачьи Войска часто являлись союзниками, но были и противниками. В более позднее время казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского и польско-литовского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств, хотя очень мощные казачес-кие войска служили турецкому султану и были уничтожены только в 1774 году. Часто московским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно не зависимые от Москвы, но, с другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что в 18 веке шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами.

Кроме того, на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671), кроме Запорожской сечи.

Из-за своей непокорности запорожское казачество поплатилось многим. Но для потомков важно еще и то, что они надолго исчезли из истории, и то, что все присущее всем казаческим формированиям было приписано в основном только донским казакам, которые были после принятия присяги московскому царю официальными военными поселенцами. У наших современников многие черты казаков, живших в восемнадцатом веке, стали ассоциироваться со всей историей происхождения казачества.

Остатков независимости вольные казаки лишились после поражения Пугачевского восстания в 1775 году, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. Все, что мы знаем из школьной истории о поражении восстания Пугачева, никак не отражает перелома в истории всего мира. Какая же мощная силища была сломлена, раз после 1775 года произошли все революции и войны за независимость, включая войну в Америке. Вопрос о происхождении казачества приобрел со временем новое содержание, его раннюю историю просто замалчивали. Такие вот факты!

Так в чем же суть и отличие души казаков от других народов? Ответить на этот вопрос можно, изучая историю в документах и анализируя прошлое своей земли. Иначе придется пользоваться мнением заграничных кинопроизводителей, которые в лучшем случае, относят казаков к разбойникам типа Робин Гуда. Вопрос не в том, что это обидно, вопрос в том, что нужно знать правду, какой бы она ни была.