Несколько месяцев назад, когда в нашей газете готовился материал с фотографиями знаменитого Хельмута Ньютона, главный редактор спрашивал меня, не будет ли штрафов от учреждений, контролирующих культуру, за эротические фотографии этого автора. И после обсуждения того или иного снимка приходили к выводу что раз эти фото неоднократно экспонировались на самых престижных выставках во многих культурных столицах мира, то проблемы нет — это не порнография.
А недавно я посмотрел со своими детьми-подростками нашумевший фильм «Гарольд и Кумар» в одном из кинотеатров Днепропетровска, с хорошим саундом и подробным дублированным переводом. Пару раз пришлось выходить из зала, чтобы побороть чувство брезгливого раздражения от увиденного на экране. Подростки, которых в зале было немного, просто заливались смехом. Несмотря на то, что мои дети меня пытались успокоить тем, что этот фильм — не для семейного просмотра, досада осталась. Досада на то, что, к сожалению, мы — родители — никакого влияния на то, что происходит в искусстве, не имеем.
О катастрофическом уровне голивудской продукции становится уже как-то даже неинтересно говорить — с каждым годом все больше и больше наступает с экрана пошлость, бессмыслица и несуразица. Откровенно конъюнктурные и бездарные фильмы в кинотеатрах бьют рекорды кассовых сборов, а заодно и лупят наотмашь по неустоявшейся психике подрастающего поколения. Дело здесь в том, что, как и производство кефира, кино — это бизнес. И для получения прибыли продюсеры стремятся сделать фильм понятным максимально широкой аудитории, то есть заведомо ориентируют его на детей и обладающих детским сознанием переростков. Воспитанные на такой низкопробной продукции зрители тут же начинают навязывать свои вкусы кинопродюсерам, и те вынуждены спускаться еще на ступеньку ниже. Получается эффект порочного круга или снежного кома, вырождающийся в соревнование под названием «Кто глупее — продюсеры или аудитория?» Победителя в этом соревновании не будет, так как глупости, как известно, нет предела. Процесс отупения, как оказалось, занимает всего двадцать лет — именно за этот срок американский кинематограф перешел от жизнеутверждающих фильмов 60-х годов к упомянутой мною глупости.
Но сегодняшняя моя статья совсем не об этом.
Обычно, когда критики говорят о негативном влиянии кинематографа и телевидения на психику ребенка, они имеют в виду неоправданно высокий уровень насилия и секса.
К сожалению, есть масса примеров в криминальной практике, когда подростки совершали преступления после просмотра боевиков и «ужастиков», считая героев этих фильмов такими храбрыми и ловкими, что хочется стать похожими на них.
Если проанализировать то, что, как правило, показывают в боевиках, то проблема уже даже не в том, что в фильме происходит несколько десятков убийств — к этому привыкли даже взрослые. Проблема в том, что постепенно произошло смещение акцентов, и теперь убийца и торговец наркотиками может стать положительным героем, потому что его кто-то сильно обидел неосторожным словом. Он становится в глазах зрителей справедливым мстителем. Кроме того, убийства совершаются легко, как бы с ухмылочкой. Помогает этому и перенесение многих сюжетов в виртуальное пространство, взять те же фильмы «Матрица», «Люди в черном».
Боевики в дом приносятся на видеокассетах. Родители часто очень рады, когда сын не достает их целый вечер, занятый просмотром очередного фильма. Иногда встрепенутся, вникнут в суть того, что показывают — запретят на некоторое время. Но ведь и на всех каналах TV каждый вечер крутят точно такие же фильмы…
То, что агрессия давно захлестнула кино- и телеэкраны, — не новость. Но родителям, которые постоянно заняты на работе, не до педагогических исканий. Можно вспомнить старые фильмы: “Чапаев” семьдесят лет назад вырастил в советской стране тысячи патриотов. А можно не вспоминать, потому что смысла нет. «Старые добрые фильмы», которые вызывали добрые чувства и положительные эмоции у предыдущего поколения, не умилят нынешнюю публику. Нужны новые фильмы, которые вырастили бы сегодняшних патриотов. В России многое уже делается, но все же по образцу Голливуда — бизнес есть бизнес. А такие фильмы, как «Бригада» становятся настоящими бестселлерами, и дружба преступников превозносится как дружба мушкетеров.
Так что же делать семьям, пока новые фильмы не появятся? Смотреть «Вечернюю сказку» с 15-летними детьми? Ответов мало и они банальны, как, впрочем, банальны и просты все ценности нашей жизни — любовь, общение, здоровье. Назад — в прошлое! Спорт, музыка, театр, книги, поездки на природу — это то, что было у нас всегда. То, что может делать каждая семья, чтобы спасти себя и своих детей. Запрещать нет никакого смысла — все равно не сработает. Только вместе, только вместо! А цензура? Цензура придет и достаточно скоро. Так происходит везде. И западные демократии начинают копировать вчера критиковавшиеся мусульманские страны с их перечнями разрешенных к просмотру американских фильмов. А сенаторы в парламентах начинают обсуждать сцены из последнего боевика.
А что же фильм «Гарольд и Кумар»? Рекомендую его родителям для самостоятельного вдумчивого неоднократного просмотра. Принимать необходимо как вакцину против гриппа — каждый сезон. Если этот фильм еще идет в кинотеатре. Если уже не идет — не отчаивайтесь! Выберите по аннотации в интернете в качестве подобной вакцины какую-нибудь молодежную кинокомедию. Во время сцены в туалете, когда две симпатичные девчонки с приступом диареи (или попросту — поноса), ну сами знаете, что делают, а двое пацанов за ними подглядывают — под громкий хохот подростков в зале, вам будет и смешно и противно. И вам захочется написать письмо министру культуры, чтобы он позаботился о том, чтобы было меньше пошлости на экранах. Но после того, как в течение двух часов на экране двое студентов либо непрерывно ищут, либо курят марихуану, и вам расскажут, что это не проблема — ведь они очень смешные и положительные ребята, дети хороших родителей и работают в хороших фирмах, — вам станет страшно.
И тогда сюжет по телевизору — антиглобалисты, крошащие диски голливудских боевиков — не покажется вам лишним в перерыве между сериалами. И вы пойдете вместе с детьми в ближайший выходной в ближайший парк играть в футбол, а вечером позвоните знакомому наркологу и уточните, после какого количества сигарет с марихуаной наступает привыкание. Вы получите ответ, что это зависит от генов, и у вас наступит истерика. Потому что вы-то думали, что это вы направляете своего ребенка в этой жизни, а оказалось, что это делает кто-то другой. И этот другой не занят своими проблемами, как вы. Он с вашим ребенком почти каждый день. И этот друг — голливудский фильм.