У многих сохранились фотографии 70-х 80-х годов, сделанные в профессиональных художественных фото салонах. По крайней мере, в день свадьбы такие фото делались. Многие фотографии выглядят очень профессионально, особенно по части подсветки. Все это черно-белые фотографии. Цветные были дорогой редкостью. Молодое поколение, выросшее в 90 годы, таких фото просто не имеет. Все заменили снимки, сделанные на «мыльницах». Сегодня, спустя годы, некоторым даже в голову не приходит, что сделать отличный художественный портрет может не только Уитни Хьюстон или Мадонна. Правда некоторые пытаются (особенно бабушки с внуками и дамы, выходящие замуж за иностранцев). Движимые таким желанием, они обнаруживают, что можно сняться у элитного фотохудожника гривен за 500. Правда есть фирмы-энтузиасты (типа Фотолюкс), которые приравнивают художественное фото по цене к паспортному, и снимают за 7 гривен (при этом качество может быть очень неплохим). Вот только проблема в том, что прибыли от этого бизнеса нет, а значит он быстро заканчивается. Ведь оснащение профессиональной студии стоит от 50 тысяч до 300 тысяч гривен. Такие деньги может вложить не каждый.

Поэтому, поскольку население привыкло воспринимать художественное фото как что-то подобное по цене паспортному, получить качественное профессиональное фото, хотя бы за 50 гривен у себя в микрорайоне, да и где-либо в городе практически невозможно. Еще раз повторюсь можно получить подобие художественной съемки в салоне паспортного фото.

Совсем недавно на пресс-конференции, организованной пресс-службой Областной администрации и Управлением бытового обслуживания населения (на которой прозвучали выступления президентов различных общественных объединений, в том числе Областной Лиги фотографов), мне был задан вопрос: «Хорошо ли то, что в детском саду или школе фотограф продает фотографию ребенка за 7 гривен?». Я ответил, что это не хорошо, так как качественное художественное фото сделать за 7 гривен нельзя – это говорит, скорее всего, об отсутствии реального портретного качества. Но следующий вопрос меня не то чтобы удивил, но как бы заставил лишний раз вспомнить о тяжелом труде, которым зарабатывает себе на кусок хлеба фотограф. Вопрос прозвучал так: «А почему фотографы продают за 7 гривен то, что печатается за 50 копеек в любом фотомагазине?».

То есть весь труд и затраты на оборудование квалификация профессионала (или того, кто там должен быть), приравниваются к снимку на «мыльницу» собственными силами! Людей не интересует вопрос, а почему мы получили просто фотокарточку, а не портрет (или они просто не видели настоящего качества портрета)? Их интересует почему профессиональный фотограф, напечатав за 50 коп фотографию, продает ее за 7 гривен? Это какой же навар он имеет! А ведь печататься за 50 копеек профессионалу не получится, для него это всегда дороже, потому что не все лаборатории делают хорошее качество (подпольные приемные пункты по городу профессионалы не используют!).

В принципе, чего я так переживаю! На самом деле так и нужно поступать: картины художники должны продавать по цене материала холста и красок, а стоимостью билетов на блокбастеры в кинотеатрах считать, исходя из стоимости пленки, на которой был снят фильм. О нет, пардон – там же пленки нет! Можно по стоимости диска (всего 4 гривны за весь «Титаник», например)! Одежду продавать по цене ткани. А еще забыл рестораны и кафе – торт продавать по стоимости муки и яиц, и сахара. Тогда все будет очень дешево! Правда, очень сердито. Настолько сердито, что вряд ли понравится тем, кто требует от продавца услуг или товара продавать все по цене материала!

Главные вопросы, которые поднимались на пресс-конференции, были именно вопросы качества и нездоровой конкуренции со стороны нелегального и полулегального бизнеса. К сожалению, в различных сферах бытового обслуживания населения (парикмахерские, сауны, автосервис, ювелирные и пошивочные мастерские и фотомагазины, конечно) недостаточно регулируется качество. Мастера квалифицированные вынуждены конкурировать с нигде не зарегистрированными подпольщиками. В результате страдает качество обслуживания.

Но качество контролируется, к сожалению, не всегда. В фото-отрасли даже стандарта на качество нет!

Именно для того, чтобы защитить качество (и, в конечном итоге, свой бизнес, который разрушится, если продавать свои услуги в убыток), профессионалы объединяются в общественные организации. Для того чтобы процесс предоставления услуг регулировался, объединяются даже бывшие конкуренты.

Лига фотографов всегда была открыта для всех, кто занимается фотографией всерьез. Нашу заинтересованность подтверждают многочисленные семинары и выставки, которые мы проводим для фотографов, популяризируя фотодело. В мире фото существуют различные направления, (связанные с фотопечатью, рекламой обучением и консультациями). Всех интересует стандарт качества, который бы регулировался государственными органами (в принципе, каждая фирма может добровольно пройти сертификацию и потом всем об этом рассказывать). Но этого мало, потому что рядом будут работать непрофессионалы или те, кто не хочет вкладывать деньги в обновление оборудования, оснащение магазинов и салонов, не хочет платить налоги. Они за счет этого экономят, клиент радуется более низкой цене. А все это время честные труженики работяги-бизнесмены, предлагая такую же низкую цену, разрушают свой собственный бизнес, потому что продолжают тащить лямку налогов и инвестиций в качество.

В результате вскоре в фото-отрасли цветной фотографией будет считаться та, которая просто отличается от черно-белой, и где лица людей имеют цвет кирпича, а пальто у всех – усредненного зеленовато-серого цвета (такое я видел уже во время кризиса в России, половина фото-предприятий тогда закрылась).

Для того чтобы было защищено качество и существовало его правильное соотношение с ценой, необходимо объединить усилия и объединиться во Всеукраинскую Ассоциацию Фото. Именно такая ассоциация, совместно с государственными структурами, смогла бы выдавать профессионалам в фото-отрасли сертификаты, подтверждающие качество оказываемых услуг. А клиенты, понимая, что фото-продукция, сделанная сертифицированной фирмой, ни в какое сравнение не идет с фото-продукцией непрофессионала, предпочитали бы услуги сертифицированных магазинов и салонов где можно иметь гарантированное качество.

Владимир Панченко