Панченко Володимир Григорович

Исторический клуб «Гайда У!»

* Глазами очевидев (наши впечатления)

Важнейшим днем в истории нашего клуба является 18 сентября. День, когда мы решили отправиться в поход, но отправиться не просто так, а с пользой для дела. Выбор пал на Новобогородицкую крепость — историческое место, где благодаря раскопкам археологов, была пересмотрена концепция времени основания г. Днепропетровска.

    Отправляясь, преследовали две цели:

  • знакомство с членами клуба и формирование микроклимата в коллективе;
  • историческая составляющая — археологическая разведка берега р. Самары.

План похода.

I. Вечер знакомств (1-й день).
1. С каким историческим персонажем вы себя ассоциируете.
2. Немного о себе:
– любимые книги;
– любимые музыкальные группы;
– любимые художественные фильмы;
– круг интересов;
– планы на будущее.
3. Обсуждение концепции клуба (обозначение государства, формы управления, приобретение гражданства, принятие конституции).
4. Избрание президента. Определение тематики следующего заседания клуба.
5. Конкурс на владение государственным языком крокодилом.
6. Песенный вечер.
II. Археологическая разведка (2-й день).
III. Подведение итогов. Вручение призов.

* Как это было…

Гайда в Україну!
… Добридень же, тату, в хату!
На твоїм порогу
Благослови моїх діток
В далеку дорогу. Т.Г.Шевченко. «Гайдамаки»

— Я поздравляю вас с принятием конституции! — не успел сообщить спикер рады Репан Олег как тут же из зала последовал вопрос:
— Что это? Вы слышите эти непонятные звуки? Их и звуками-то назвать нельзя — удары в барабанную перепонку глухие и частые.
Все оторвали взгляд от костра и устремились в даль. Там, на другом берегу, салютовали.
— Ура! — заголосила детвора, — левые тоже с нами.

Левый противоположный берег р. Самары, тот самый, где небо только что озарялось россыпью цветных сполохов, как и следует, низкий. Утром был виден только застроенный «элитный» район у воды. Но до него пару километров. Чуть правее несколько сотен лет тому находилась переправа — мелкое узкое место на реке, соединяющее оба берега. И, сохранившаяся до этих дней, ведущая к переправе грунтовая дорога, не то вымытая дождями, не то вытоптанная лошадьми и укатанная колесами купеческих возов. Именно здесь на этой дороге археологи нашли половину копейки, а другую половину этой же копейки — на территории крепости, где стояла церковь. Далеко левее рукав реки. Во времена Великолитовского княжества между речищем и переправой возникло поселение казаков, которые взимали деньги с переправляющихся купцов. Называлось это первое поселение Старый Самар… А сейчас наша новейшая история.

Итак. День 18 сентября считается днем создания нового государства в государстве с названием «Гайда У!». Его граждане, в соответствии с принятой конституцией, именуются гайдауровцами. Принят государственный язык — крокодил. И как следствие — каждый гайдауровец должен стать «крокодилом»! Вы не знаете что такое «крокодил»? Поясню! «Крокодил» — игра развивающая телепатию и удлиняющая жизнь, как все то, что вызывает смех. На сколько же мы все помолодели за этот вечер и часть следующего дня?!!

ОбсуждениеБыли и другие предложения, например, СБУ — «страна без условностей» или «Країна У». Но так как подсчет голосов (а их было 9 за «Гайду» и 8 за «Країну У») показал их приблизительно равное количество, решили принять компромиссное решение — объединить эти названия. После предложений «Хохляндия», «Страна Оз» посыпались вариации: коз, роз, грез и кто-то хихикнул — доз.
— Ха-ха-ха! И украсить коноплей, — все рассмеялись.
— Слышали бы наши родители…
Потом последовала «Гайда» и кто-то снова прибавил, — …маки. И снова система мозгового штурма спикера уперлась в детскую несерьезность.

— А какова идея названия «Гайда!», что означает это слово?
— Гайда — это призыв к подъему, движению, действию, — пояснил спикер. Будем расширять границы наших знаний об истории родного края и нести это в массы.
— Ясно. Расширяем границы, делаем мировую революцию…
— А вы знаете, что революцию делают гении, воплощают в жизнь фанатики, а пользуются всем этим подонки?!! — подхватил Егор.
— С вами пока примешь какую-то конституционную норму!!! — спикер уже изнемогал.

Наконец, конституция была принята, прозвучали поздравления спикера, был пущен салют, и чувство полного удовлетворения было достигнуто поглощением каши собственного приготовления из рецептов украинской национальной кухни.

Насытившись, перешли к следующему пункту плана — знакомство с членами исторического клуба или уже теперь гражданами нового государства «Гайда У!».
— С кем из исторических персонажей вы себя ассоциируете и почему?
У двух человек такая постановка вопроса вызвала чувство протеста.
— Почему обязательно мы должны кому-то уподобляться?!! Можно назвать того, кто особенно выделился для нас из истории, понравился… — примерно так выглядело их обоюдное возмущение.
Автор вопроса пытался было переубедить протестующих, но остановились на том, что ответы будут у каждого такими, какими они захотят их представить.

Олегу, понравился Суворов своей решительностью. Светлане — Махно, Олегу — Петлюра, Насте — Мазепа, Хмельницкий и О. Довженко. Диме — Кардинал Ришелье и Наполеон. Вот примерный текст его сообщения:

Мне очень импонирует жизненный принцип, выраженный когда-то Наполеоном во фразе «ввяжемся в бой, а там посмотрим» — т.е. своего рода стремительность и авантюрность, надежда на удачу и желание действовать. Может быть, это и не очень рационально, но в моей жизни чаще всего именно так и случается. По поводу исторической личности — больше всего меня восхищает тип исторических деятелей, которых образно принято называть «серыми кардиналами». Эти люди, находясь в тени своих более титулованных и формально обличенных властью покровителей, благодаря своей хитрости, дипломатичности, интуиции и умению чувствовать ситуацию и являлись истинными правителями государств и ведомств, а не те, у кого (в прямом и переносном смысле) была корона на голове. Наиболее ярким «серым кардиналом» я бы назвал герцога де Ришелье, который фактически правил Францией во времена Людовика ХІІІ. Тем более, что свои таланты он полностью посвятил интересам государства, а не себе.

Ульяне — Жанна д’Арк своей целеустремленностью. А у Лизы и Федора были взаимные ассоциативные связи, о которых они решили не распространяться. (Подробнее читай на форуме)

И тут раздался звонок телефона. К нам едет ПВГ! Для тех, кто еще не в курсе: Панченко Владимир Григорьевич — руководитель проекта «Panterra», директор детского клуба «Красная пантера» и теперь уже и наш меценат и покровитель. Приезд его, что называется с корабля на бал. Днем он участвовал в выставке в Киеве, встречался с консулами двух держав, а поздно вечером был уже у нас.
Встретив его и вернувшись в лагерь, мы уселись на свои места. Гитара была уже настроена, благодаря появившемуся в клубе еще одному музыканту Ульяне. Все ждали песен! Но самим «надорвать» голосовые связки не удалось. Как выяснилось, коллективчик оказался совершенно не спетым, за что на следующий день от ПВГ нам здорово влетело. Что ж, к следующей поездке в декабре 😉 мы уж постараемся подготовиться.

К часу ночи компания несколько уменьшилась. Некоторые ушли спать, а самые стойкие остались дежурить у костра. Небезопасно оставлять лагерь без присмотра, рядом населенный пункт, мало ли кому взбредет в голову явиться ночью без приглашения.

Утром выяснилось, что наши самые стойкие оказались еще и самыми экстремальными — ушли искать новобогородицкое кладбище, которое к счастью не нашли, а так же не нашли других приключений. Разве что последнее предупреждение о том, что нельзя покидать лагерь без ведома руководителя тем более в такое позднее время.

Плотно позавтракав гречневой кашей и запив ее «чефиром» с вафлями мы отправились на раскопки.
Предупреждаем! Производить археологическую разведку в районе Новобогородицкой крепости разрешается только в присутствии научного сотрудника Днепропетровского областного центра охраны историко-культурных ценностей. Все найденное передается археологу, исследуется и потом передается в музей.

    Перед нами поставили три задачи:

  • считать количество находок;
  • качественно обрабатывать шурф;
  • не оставлять в отвале археологических предметов.
    Итак, первый штык лопаты

  • казаческий слой;
  • потом еще 0.5 штыка — ничего;
  • и дальше — слой Черняховской культуры.

Археологическое исследование берега рекиМы разделились на две бригады и начали геометрически правильно отмерять участки почвы под шурф. Первая бригада расчертила шурф размером 2×2, мы же почему-то ограничились размером 1×2, наверное, хотелось копнуть поглубже.

Первый кусочек исторического черепка нашла наша бригада! И громко об этом объявила.
— Ха, — кто-то ехидно заметил из другой бригады. — Мы уже давно нашли.
— А почему не информировали об этом? Вы же знаете, что открытие принадлежит тому, кто первый об этом заявил?!! — отреагировал ПВГ. Тем пришлось смириться.

Фрагментов керамики оказалось довольно много. Как потом нам сказал археолог:
— Вряд ли вы еще когда-то выкопаете за такой небольшой промежуток времени такое количество исторических предметов.

Но все-таки другая бригада победила. Они нашли днище от стеклянной кружки 17 века, полуистлевшую скобу, но зато как выяснилось потом, пропустили пулю. Ее потом, уже в отвале,  уловил металлоискатель.
У нас же в шурфе на глубине нескольких штыков был участок, в котором земля была смешана с пеплом. Представьте, этому пеплу было уже несколько столетий.
Мы увлеченно перетирали каждую грудку земли, через время руки уже болели, тем более, что, выкопав шурф на глубину более трех штыков уже практически ничего не находилось.

Подведение итоговЗакончив работу, мы вернули отвал на место в шурф и ушли в лагерь. Там нас ждал магистр исторических наук Лена с обедом.

Настало время подведения итогов. Владимир Григорьевич, археолог Виктор Алексеевич, затем к.и.н., доцент ДНУ Олег Анатольевич еще раз закрепили наши знания об истории возникновения Новобогородицкой крепости, рассказали о ценности находок и далее, как полагается в любом педагогическом процессе дали домашнее задание: ознакомиться с книгой историка Владимира Маслийчука о Сирке «Altera Patria» и подготовиться к встрече с автором.

«Чи всі, діти?»
«Усі, батьку!»
«Гайда!»
Простяглася
По діброві понад Дніпром
Козацька ватага. Т.Г. Шевченко. «Гайдамаки»

Схожі публікації

Інститут суспільних досліджень

Інститут суспільних до­слід­жень (м. Дні­про­пет­ровськ) — ско­ро­че­но ІСД — гро­мадсь­ка ор­га­ні­за­ція, са­мос­тій­на на­уко­во-дос­лід­на та про­світ­ниць­ка...

Коментарі тимчасово закриті.

Top